Констатирующий эксперимент.
На вопрос о том, кто такие святые, дети дали очень однообразные ответы типа: «Святые - это люди». Это правильно лишь отчасти. В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение этого слова: «У христиан: человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный верующими образцом христианской жизни.»1 У детей встречались ответы, которые свидетельствовали о том, что им понятна суть этого слова: «Святые - это люди, которых произвели в божества», но чаще ответы учащихся были неточны или совсем неверны: «…это люди», «…это люди, которые верят в бога», «…это божества, ангелы».
Только 2 ребенка смогли назвать святых, которым посвящены храмы Петербурга, они упомянули Александра Невского и Андрея Первозванного. В нашем городе действительно есть соборы и церкви, посвященные этим святым. Это - Свято - Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находятся мощи святого, собор Святого Андрея Первозванного на Васильевском острове, деревянные церкви Св. Александра Невского на Шуваловском кладбище и в Красном Селе. Из этого можно сделать вывод о том, что у детей практически нет знаний о святых, которым посвящены соборы и церкви нашего города, а тем более о святых - покровителях Петербурга: апостолах Петре и Павле, об Александре Невском, Ксении Петербургской и Иоанне Кронштадском. Вряд ли дети знают и о том, какие святые - покровители есть у них.
Больше половины учеников смогли написать о том, чем украшены храмы и церкви Петербурга, но ответы были очень неполны и неточны. В основном дети считают, что храмы украшены внутри иконами, золотом и мозаикой. Про украшение экстерьеров никто не упомянул.
Почти все уверены, что в храмах молятся. Только 2 ребенка вспомнили, что в них крестят и проводят богослужения. Было несколько интересных ответов о значении молитвы: «…замаливают грехи», «…исповедуют грехи», «…молятся, чтоб бог их (людей) услышал». Некоторые написали, что не знают, зачем люди молятся, или что они «молятся просто так».
Церковные православные праздники знают лишь 2/3 детей. В основном эти праздники - Пасха и Рождество, реже - Троица. Один ребенок указал Новый год, Вербное воскресенье. Несколько ребят неправильно назвали день Св. Валентина.
В рисунках детей образ русского православного храма удался, но ученики не смогли отразить все его особенности, так как не имели достаточного запаса знаний и умений.
В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в данном классе можно выделить 3 группы детей:
1 группа - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы, хорошее владение приемами изображения архитектурных сооружений - 30%;
2 группа - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы, владение лишь некоторыми приемами изображения архитектурных сооружений - 56%;
3 группа - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их отсутствие, очень слабое владение приемами изображения архитектурных сооружений - 14%.
Параллельно с данным исследованием было проведено аналогичное во 2 «В» классе в 557 средней школы Невского района. Ученикам была предложена та же система вопросов (стр. 53). Результаты эксперимента были занесены в таблицу. Результаты констатирующего эксперимента в 557 школе.
У детей отсутствует представление о том, что такое Православие, а на вопрос о том, что такое архитектура, дали правильный, но не полный ответ: «…это искусство» лишь 2 ребенка, тогда как показатель по этому вопросу в 44 школе был в 3 раза выше. Учащиеся не знают, когда в нашем городе началось православное строительство (при каком государе знают только 50%), какие архитекторы строили наши церкви и храмы и в каких они были стилях построены. Православные церкви других городов не знает никто.
Лишь 14% назвали храмы Петербурга, которые они знают: Петропавловский и Исаакиевский соборы, и 14% - в которых они были: Петропавловский собор и «церковь в Рыбацком», но никто не указал, какой храм нравится больше всего и почему. А в 44 школе 89% смогли назвать петербургские храмы и церкви, 58% написали, в которых из них они были и 68% - какие нравятся больше всего.