Констатирующий эксперимент.
Представление о назначении храмов и церквей, об их убранстве и об их отличиях от других сооружений имеют около 40% класса, тогда как в 44 школе - около70%.
О святых имеют представление, но очень нечеткое, половина детей, однако никто не смог назвать святых, в честь которых строились церкви в нашем городе. Православные праздники (в основном Пасху и Рождество) знают 43%, а в 44 школе - 79%.
Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.
Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.
В заключение проделанной работы можно сделать некоторые
выводы по выполненному объему.
1. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен объем знаний младших школьников (2 класса) о Православии, особенностях православной архитектуры, о храмах, соборах, церквях нашего города и истории их возникновения.
В результате анализа ответов школьников на предложенные вопросы было выявлено, что в школе, работающей по традиционной методике, уровень знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной школе. Большая часть учащихся 2 класса 557 школы не ответили на вопросы об особенностях православной архитектуры, они не воспринимают архитектуру как вид искусства. Дети не знали названия соборов и церквей Санкт-Петербурга, а так же не могли сказать, в честь кого они построены. Так как эксперимент был сравнительный, то можно сказать о том, что во 2 классе 44 школы, где ведется систематическая работа по ознакомлению учеников с историей города, дети успешнее справились с заданием, лучше ответили на вопросы. У них больший объем знаний о православной архитектуре, о соборах и церквях нашего города.
2.Так же были определены особенности восприятия детьми православного зодчества. Детям был показан ряд зданий, среди которых были православные сооружения Петербурга (Исаакиевский, Казанский, Троицкий, Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек. Учащиеся обеих школ успешно справились с заданием устно, но написать, чем они отличаются, смогли лишь немногие.
На основании анализа исследований Выготского Л.С., Лихачева Б.Т., Герасимова С.А. и Кушаева Н.А., которые в своих научных трудах рассматривали проблему восприятия искусства младшими школьниками, а так же на основании анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента можно утверждать, что детям обеих школ присуще чрезмерная наглядность восприятия, диффузность и фрагментарность построения образа. Так же у детей маленький запас знаний и образов, и редко присутствует собственное отношение к образу собора или церкви.
При сравнении результатов эксперимента в разных школах, выяснилось, что в 44 школе, где детей целенаправленно учат восприятию архитектуры, ученики более полно и точно давали ответы на вопросы, связанные с восприятием православных памятников. Так о внешнем и внутреннем убранстве церквей в 44 школе представление имеют около 70% учащихся, а в 557 - лишь около 40%.
Проанализировав ответы детей и их рисунки, можно выделить некоторые особенности восприятия интерьера и экстерьера православных церквей младшими школьниками. В основном, дети считают, что внутри храмы украшены иконами, золотом и мозаикой, а снаружи - куполами с крестами.