Обобщающий урок по природоведению
Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.
Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
В конце изучения темы, как правило, проводятся
обобщающие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по содержанию.
Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.
Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;
б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;
в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения;
г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т. д.).
При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог учителя.
Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы.
На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.
В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:
а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;
б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости;
в) обобщающая беседа по теме;
г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.
В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые.