Обобщающий урок по природоведению
3-ий класс: «Домашние животные»
Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в разных природных условиях.
Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм (видеофильм, диафильм) «Домашние животные».
Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят домашних животных.
Ход урока.
В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:
Каких вы знаете домашних животных?
Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик называются домашними животными?
Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще домашних животных вы знаете.
Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?
Какие машины помогают в уходе за животными?
Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними животными? Как вы это делали?
Демонстрация фильма. После фильма – беседа.
Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы знаете?
Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?
Почему кролика называют грызуном?
Каких еще грызунов вы знаете?
Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?
Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?
Далее проводится беседа по домашнему заданию.
А чем и как кормят домашних животных?
А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и кормим их?
Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас домашние животные и развитие животноводства.
4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности»
Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека.
Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта природных зон СССР, гербарии растений своей местности.
Ход урока.
Урок можно начать со следующего задания классу: определите местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос, требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и животных характерны для данной местности?
В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отношению к экватору.
Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих диапозитивов.
Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от времени года?