Обобщающий урок по природоведению
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.
Примеры разработок обобщающих уроков
1-ый класс: «Домашние животные»
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при изучении темы «Домашние животные».
Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».
Ход урока.
Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим вопросам.
Какая птица изображена на первой картине?
Что вы знаете об утке?
Какие птицы нарисованы на второй картине?
Чем куры отличаются от утки?
Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки? Почему их нет?
Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние животные». После просмотра фильма ставит вопросы:
Каких животных называют домашними?
Каких домашних животных вы знаете?
Что нового вы узнали из фильма?
По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают на вопросы:
Какая шерсть у кошки?
Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?
Что ест кошка?
Какую пользу приносит кошка?
Какой величины бывают собаки?
Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?
Какого цвета шерсть?
Что едят собаки?
Какую пользу они приносят?
Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют домашними?
Чем курица не похожа на гуся и утку?
Какую пользу приносят домашние птицы?
Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы должны любить их, заботиться о них и не обижать.
2-ой класс: «Город и деревня»
Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Город и деревня».
Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.
Ход урока.
Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.
Вопросы для проведения беседы:
Где мы живем?
Как называется наш город?
Как называется улица, на которой стоит школа?
Какие дома стоят на улице?
Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице? (жилые, магазины, ателье и т.п.)
Как освещается наша улица?
Какие растения есть на нашей улице?
Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
Какие проспекты есть в нашем городе?
Как называется центральная площадь нашего города?
Чем занимаются люди в городах?
Что город дает деревне? А деревня городу?
Чем город отличается от деревни?
Чем занимаются люди в деревне?
Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.
В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из вопросов, записанных на доске.
На доске записаны следующие вопросы:
Что люди делают в деревне?
Чем занимаются в городе?
Что город дает деревне?
Что дает деревня городу?
Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет выжить без села, а село – без города.