Содержание и методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники».
Здесь учитель знакомит учащихся с еще одним способом получения утверждений, обратных данному. Замечает, что условие прямой теоремы может быть разбито на две части.
Дано: 1) АВСД — параллелограмм.
2)ÐА=900.
Доказать: АС = ВД.
Если теперь поменять местами заключение и вторую часть условия, то мы получим утверждение:
Дано: АВСД — параллелограмм
АС=ВД.
Это утверждение легко доказать. Докажите самостоятельно.
Если учащиеся затрудняются, то можно "навести" их на мысль, обратив внимание, что ÐА + ÐД = 1800 (АВСД — параллелограмм ). Что осталось теперь доказать? (ÐА=ÐД).
Аналогичную работу проводим с установлением признаков ромба, основанных на свойствах его диагоналей. Вспоминаем теорему о свойствах диагоналей ромба.
Дано: АВСД — ромб.
Доказать: 1) ВД | АС;
2) ÐВАС =ÐСАД.
Для этой теоремы можно составить две обратные:
Теорема 1 Теорема 2
Дано: ВД | АС Дано: ÐВАС = ÐСАД
Доказать: АВСД — ромб. Доказать: АВСД — ромб.
Легко показать, что каждая из этих теорем несправедлива, приведя хотя бы по одному "контрпримеру";
Интересен вопрос. А как можно видоизменить первый чертеж чтобы его можно било использовать одновременно для "опровержения" и теоремы 1 и теоремы 2 (Достаточно взять АО=ОС и тогда ÐAВД=ÐДВС.
Используя второй способ образования обратных теорем, с которым учащиеся ознакомлены при установлении признака прямоугольника.
Имеем:
Прямая теорема: Дано:
АВСД –параллелограмм, АВ = ВС.
Доказать: ВД | АС
Обратная теорема:
Дано: АВСД –параллелограмм, ВД | АС.
Доказать: АВ=ВС
Вспоминая уточненное определение ромба, даем такую формулировку обратной теоремы: "Если в параллелограмме диагонали взаимоперпендикулярны, то этот параллелограмм — ромб".
Схема аналитического рассуждения при отыскании доказательства этой теоремы.
АВСД – ромб
АВСД – параллелограмм АВ=ВС
DАВО = DСВО ÐАОВ = ÐСОВ
Ý ВД | АС
АО = ОС ВО – общая ÐАОВ = ÐСОВ
Ý
АВСД – параллелограмм ВД | АС
Аналогично формулируем второй признак ромба: "Если в параллелограмме диагональ делит угол пополам, то этот параллелограмм — ромб". Аналитическое рассуждение проводится аналогично.
Схематическая запись доказательства
АВСД — параллелограмм ÞАД II ВС Þ (Ð1 = Ð3, Ð1 = Ð2) Þ
ÞÐ2 = Ð3 Þ (АВ=BС, АВСД - параллелограмм) Þ АВСД — ромб.
Обобщая полученные результаты, полезно обратить внимание школьников на тот факт, что равенство диагоналей не выделяет прямоугольник из множества всех четырехугольников, но выделяет его из множества параллелограммов, и предложить им самостоятельно сформулировать аналогичные утверждения (их 2!) для ромба.
Для поверки того, владеют ли учащиеся признаками параллелограмма, ставим перед ними следующую проблему:
Как сформулировать признаки прямоугольника и ромба, основанные на свойствах их диагоналей, чтобы они выделяли прямоугольник и ромб из множества всех четырехугольников? Подсказка, если ученики не справляются: условие АВСД — параллелограмм, каким требованием относительно его диагоналей можно заменить.
Получаем признаки:
1. Если в четырехугольнике диагонали равны и точкой их пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник — параллелограмм.