Психологические основы производственно-экономического обучения
Многочисленные примеры аренды в сельском хозяйстве наглядно демонстрируют, как новые условия хозяйствования меняют сознание и психологию людей. Появление у человека чувства хозяина резко повышает его ответственность за дело, заставляет искать и находить нестандартные и оригинальные решения иногда в таких сложных хозяйственных ситуациях, которые при традиционных формах ведения хозяйства считались бы “объективными причинами” невозможности выполнения плановых заданий.
Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надо помнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияние установка личности. Дело в том, что большинство слушателей производственно-экономической учебы-люди, обладающие достаточно широким жизненным и трудовым опытом. С одной стороны, это способствует успешности обучения, а с другой - осложняет этот процесс. Дело в том, что как жизненный, так и производственный опыт имеет свои негативные и позитивные стороны. На занятиях это обстоятельство необходимо учитывать. Ведь основная масса обучаемых формировалась как специалисты и как личности в период застоя и несут на себе отпечаток данного периода. Это выражается в сложившихся стереотипах общественного поведения, пассивности общественной деятельности.
Хотя в настоящее время даны широкие права трудовому коллективу и его совету, тем не менее ни для кого не секрет, что эти права используются далеко не полностью. Многие работники еще не верят в возможность реального влияния на действия администрации. Аналогичная картина складывается при переходе предприятий на полный хозрасчет. Часть работающих не стремится повысить производительность своего труда, опасаясь пересмотра действующих норм. Именно этот отрицательный опыт прошлого значительно тормозит экономическое развитие нашей страны.
Использование восприятия в процессе обучения преподавателем может происходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так, чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающий должен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом.
Большое значение в восприятии учебного материала имеют наглядные средства обучения: пособия, схемы, оборудование, демонстрационные опыты. Однако наличие наглядных пособий и развешивание в аудитории различных схем само по себе дает небольшой эффект и даже отвлекает слушателей от общего хода учебного процесса. Использование этих средств обучения должно осуществляться в сочетании с объяснением преподавателя. Только тогда они помогают формированию у слушателей образа учебного материала в соответствии с задачами программы. Важное значение здесь имеет динамика предъявления наглядных пособий слушателям, последовательность их использования и даже их расположение. Так, наиболее важный для запоминания материал следует располагать в верхнем правом углу плоскости. Именно в этой части обзора должно находиться все, что предназначается для обязательного запоминания с точки зрения важности материала.
Большое значение имеет яркость, красочность. Данные признаки имеют ценность не сами по себе как таковые, а лишь в том случае, если они служат для выделения наиболее сущностных деталей сообщаемой информации. При этом необходимо помнить, что различный цвет оказывает неодинаковое воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Психологи определили, что красный цвет возбуждающе действует на психику человека; оранжевый-способствует концентрации внимания; желтый-может вызывать тревожность, беспокойство; коричневый-угнетает; розовый - создает ощущение легкости. Причем в зависимости от расположения окрашиваемых плоскостей это воздействие может усиливаться или ослабляться.
Процесс восприятия и усвоения информации связан с психическим явлением запоминания. Психология различает три вида памяти: оперативную, кратковременную и долговременную.
Информация, полученная оперативной памятью, хранится в ней от нескольких секунд до нескольких десятков минут. Этот вид памяти обслуживает процесс восприятия словесной информации. В ходе этого процесса человек не просто следит за словами, а постепенно накапливает поступающую из речи информацию, компонует ее и преобразует в такую форму, которая воспринимается лучше всего.
Прогресс науки и техники влечет за собой колоссальную информационную нагрузку основных каналов связи человека с внешней средой-зрительного и слухового. Поэтому каждый преподаватель должен иметь логически четкую структуру своей речи, не перегружать ее второстепенными деталями, следить за ее темпом и своей дикцией '
Помните, что оптимальный темп речи- 120 слов в минуту. Используйте нумерацию своей информации: “Во-первых .” и т. д. Стремитесь ограничить информацию до объема необходимого и возможного для усвоения слушателями.
Не спешите! Лучше потерять часть информации, но обеспечить эффективное восприятие всего учебного материала. Не стремитесь ошеломить слушателей всей имеющейся у вас информацией. Ваш запас информации ведь тоже ограничен. Мысли, необходимые для фиксации и запоминания, предваряйте словами: “Итак .”, “Иначе говоря .”, “Теперь подведем итог .”. Снижение темпа речи может рассматриваться как сигнал к письменной фиксации.