Психологические основы производственно-экономического обучения
Такому слушателю необходимо всегда отводить активную роль на занятиях - он в них просто незаменим. Если же преподавателю или пропагандисту удастся сделать его единомышленником, то группа может обрести своеобразного преподавателя-дублера.
Флегматик - в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его сдержанность и, как следствие, исключительное спокойствие.
Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда позволяет себе бесстрастно пошутить. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Его любовь к чистоте может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Ум его работает медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами.
Как слушатель, такой тип характера просто незаменим в обсуждении сложных спорных вопросов. Как правило, его аргументация отличается убедительностью и продуманностью, и если он заранее получил от преподавателя соответствующую установку и согласен с ней, можно не беспокоиться за серьезную поддержку на занятиях.
Холерик - в основе лежит сильный неуравновешенный, возбудимый тип нервной системы. Наиболее заметной чертой этого типа является сильная и беспорядочная эмоциональность. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Но он легко примиряется.
У него живой, но неметодичный ум, импульсивная и непостоянная активность. Его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, т. е. время от времени.
Он мало считается с прошлым и делает то, что ему удобно в данный момент. Он готов подчинить истину своим минутным настроениям и желаниям.
Его влияние на группу весьма слабо. Однако преподавателю или пропагандисту он может доставлять много хлопот неожиданными и эмоциональными выступлениями, не относящимися к изучаемому материалу. При этом на доводы преподавателя и своих товарищей он может бесконечно приводить массу бессистемных аргументов, перескакивая с одной темы на другую. Потеря времени на диалог с ним бывает весьма существенной и, как правило, бесполезной для процесса обучения. Чтобы включить такой тип характера в учебный процесс, целесообразно заоавлжь его готовить сообщения заранее. И где он незаменим, так это в самом начале дискуссии, когда эмоциональность служит катализатором дальнейших выступлений слушателей.
Меланхолик - в основе лежит слабый тип нервной системы. Наиболее заметной чертой его характера является инертность. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Он редко смеется, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.
К сожалению, данный тип характера встречается довольно часто, и главной задачей преподавателя является постоянное, но кратковременное включение слушателя в процесс обучения. Это можно делать с помощью вопросов, требующих краткого ответа. С помощью данного приема слушатель, обладающий данным темпераментом, может адаптироваться к группе и в дальнейшем даже изменить определенные черты своего характера. Однако при общении с ним преподавателю требуется большое терпение и большая тактичность.
Следует иметь в виду, что чистые, отчетливые типы темперамента на практике встречаются достаточно редко. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или .меньшей степени влияния каждого из свойств темперамента. Кроме того, объективную оценку личности можно дать только, выяснив его жизненные позиции, мотивы, в которых проявляется его индивидуальность, и определив его психологический тип, и прежде всего рассмотрев его отношение к производству и распределению материальных благ. Так как группы производственно-экономического обучения формируются по производственному признаку, слушатели и пропагандист, как правило, достаточно четко оценивают личность своего товарища по работе.
Правда, преподаватель может столкнуться с элементами предубеждения слушателей к своему товарищу по работе. В этих случаях преподаватель, если он убежден в несправедливости оценки группой личности слушателя, просто обязан разрушить сложившийся стереотип отношений к этому человеку, определив его положительные качества и дать им проявиться в ходе учебного процесса. Оценивая приведенные выше психологические хара ктеристики, можно заметить, что в каждой из них сст1л как хорошие, так и плохие свойства. Следовательно, деление темпераментов на “плохие” и “хорошие” неправомерно. Каждый темперамент в одних условиях хорош и плох в других. Не определяет темперамент и социальной ценности человека. Один и тот же темперамент может встречаться как у выдающегося революционера, так и у махрового реакционера.