Психологические основы производственно-экономического обучения
Кратковременная память хранит информацию в течение 1-2 суток. Учитывая это, задачей преподавателя является выбор таких заданий слушателям, которые позволили бы им зафиксировать полученную информацию на бумаге, либо более детально ее обдумать. В результате этого часть информации может закрепиться в долговременной памяти, которая обеспечивает ее длительное хранение и накопление.
Именно долговременная память дает возможность знаний, формирует убеждения и установки личности, развивает умения и навыки. В долговременной памяти 40 % полученной информации хранится всю жизнь.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия, за которыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из одного источника-чувственного познания, т. е. из ощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимости учитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлению этапы. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - не существует вне языка. Поэтому современный процесс обучения, как процесс человеческого общения, можно рассматривать не только и не столько как простое изменение организации самого учебного процесса, а как эффективное средство развития мышления слушателей.
Умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-экономического развития. Мыслительная деятельность - это, с одной стороны, основа для усвоения знаний, а с другой - возможность получения новых знаний.
Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими науками - психологией и логикой. К логическим формам мышления относятся понятия, суждения, умозаключения. * понятии отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений реальной жизни. Каждый слушатель производственно-экономического обучения обладает определенной совокупностью понятий по проблемам изучаемой программы, и одной из задач, стоящих перед преподавателем или пропагандистом, является выяснение существующих у слушателей понятий. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждения всегда выражаются в словесной форме и отражают связь между предметами и явлениями или между их свойствами. Суждения могут быть выражены как устно, так и письменно. Последнее обстоятельство важно учитывать при составлении заданий слушателям в зависимости от их личностных черт.
В ходе суждения человек сталкивается с взаимосвязями процессов и явлений. В результате одного или нескольких суждений можно получить другое, рожденное исходными. Такая связь между понятиями, суждениями называется умозаключением.
Процесс мышления имеет познавательный результат, в качестве которого можно считать либо степень усвоения слушателем определенных знаний или приобретение навыков и умения, либо выполнение слушателем задания, либо наличие у него плана решения какой-то проблемы и т. д.
Процесс обучения - это всегда процесс общения. Для того чтобы процесс обучения был эффективен, недостаточно обладать профессиональными знаниями, необходимо уметь организовать этот процесс. Для этого преподаватель должен научиться управлять учебной группой, побуждать каждого члена группы участвовать в учебном процессе, постоянно владеть вниманием аудитории.
Внимание - это реакция психики человека на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость. В нашем случае таким объектом является познавательная деятельность. Концентрация внимания направляет, усиливает восприятие, запоминание и мышление. В то же время отсутствие внимания приводит к обратному действию.
Внимание всегда сосредоточено на чем-то определенном. В ходе процесса обучения внимание слушателя направлено на учебный материал, который дает преподаватель. Степень концентрации внимания довольно легко установить по тому, что в данный момент учебного процесса делают слушатели: внимательно следят за содержанием учебного материала или читают газету, смотрят в окно.
Каждый преподаватель, имеющий даже небольшую педагогическую практику, убедился насколько сложно постоянно владеть вниманием аудитории. Социологические исследования показывают, что в каждый момент обучения говорящего слушает всего несколько человек. Если брать средний размер учебной группы 20-40 человек, то преподавателя слушают всего от 2 до 7 человек. Конечно, если преподаватель представляет собой яркую личность, обладает высоким профессиональным уровнем, то эта цифра может значительно возрасти.
Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным. Произвольное внимание зависит от собственной воли человека, определяется его собственными интересами, убеждениями, сознанием долга.
Любой процесс обучения предполагает наличие произвольного внимания. Согласимся, что преподаватели, как и все люди, бывают разные и не всякий может полностью удовлетворить аудиторию. Тем не менее каждый слушатель должен получить необходимый объем знаний. В силу этого он включает произвольное внимание с тем, чтобы узнать и зафиксировать необходимую информацию.