Психологические основы производственно-экономического обучения
Раздражение - ответная реакция. Однако цель нашего совместного взаимного общения заключается в том, чтобы относиться к новым, непредвиденным раздражителям непредвзято и положительно. Неплохо помнить, что наша положительная деятельность вызывает такую же положительность и в других людях.
При этом преподаватель должен принимать проявляемые чувства слушателей, что совсем не означает их одобрения, согласия или неприятия их. Эти чувства следует принимать как факт, реально существующие вещи и всегда своевременно реагировать на них. Часто бывает, что в ходе спора преподавателя с неформальным лидером, выражающим коллективное мнение, последний в пылу эмоций высказывает суждение, которое большинство членов группы не разделяет. Поведение слушателей в этом случае бывает одинаковым: группа как бы замирает, и лидер не может побудить ее высказать свое мнение. В этом случае помогает прием, когда преподаватель предоставляет возможность каждому члену группы высказаться по поводу того, что он считает неправильным. При этом неформальный лидер выслушивает их и сам выражает такие же чувства, показывая тем самым, что он их понимает. Этим способом можно получить правильный ответ в решении той или иной проблемы в духе сотрудничества и свободного обсуждения.
Безусловно, что каждый преподаватель или пропагандист, даже имеющий небольшой педагогический стаж, имеет свои приемы вовлечения слушателей в учебный процесс.