Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.
Данная программа предназначена для ведения занятий по изобразительному искусству и художественному труду в 1 классе. Она может быть использована как альтернативная имеющимся разработкам (например, типовой программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н. Неменский) или введена в дополнение к ним для занятий по художественному труду.
Цель занятий – развитие творческих способностей первоклассников.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма. Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство, образованное использованием различных утилитарных и художественных элементов, сочетанием разных материалов и техник.
Школьники, занимающиеся по данной программе, тоже могут почувствовать себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству. Например, эскиз платка с набивным узором выполняют в виде набойки на бумаге с использованием штампа.
Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по четвертям, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговые занятия в конце четверти.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ |
ТЕМЫ |
Количество часов | ||
п/п |
ЗАНЯТИЙ |
Общ. |
Твор. |
Практ. |
1. |
1-я четверть: «Народная игрушка» Игрушки далекого прошлого (тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки) |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Матрешка (точеная, расписная деревянная игрушка разных регионов России) |
2 |
0,5 |
1,5 |
3. |
Глиняная игрушка: каргапольская филимоновская, дымковская |
4 |
1 |
3 |
4. |
Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. |
2-я четверть: «Народный костюм» Платок с набивным узором |
2 |
0,5 |
1,5 |
6. |
Узор для вышитой рубахи |
2 |
0,5 |
1,5 |
7. |
Крестьянский костюм (женский и мужской) |
2 |
0,5 |
1,5 |
8. |
Итоговый урок: «Хоровод» – коллективное панно из бумажных кукол в народных костюмах |
1 |
- |
1 |
9. |
3-я четверть: «Домашнее ремесло» Вышитое полотенце |
2 |
0,5 |
1,5 |
10. |
Тканый половичок |
2 |
0,5 |
1,5 |
11. |
Лоскутное одеяло |
2 |
0,5 |
1,5 |
12. |
Росписная деревянная утварь |
2 |
0,5 |
1,5 |
13. |
Итоговый урок: «Бабушкина горница» |
1 |
- |
1 |
14. |
4-я четверть: «Убранство крестьянского дома» Уральская домовая роспись |
2 |
0,5 |
1,5 |
15. |
Окно с резными наличниками |
2 |
0,5 |
1,5 |
16. |
Крестьянская изба |
1 |
0,5 |
0,5 |
17. |
Итоговый урок: «На деревенской улице» |
1 |
- |
1 |
ВСЕГО: |
30 |
7,5 |
22,5 |