Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства

Порядок выполнения набивного узора на ткани с использованием деревянной печатной доски - «манеры».

Задание для детей:

1-й урок: вырезаем квадрат из цветной бумаги, намечаем карандашом основные зоны для размещения узора (кайма, средняя часть рисунка).

Дома необходимо приготовить 2-3 различных штампа для набойки. В качестве печатной формы можно использовать кусочек ластика, колпачок от фломастера. Можно вырезать штампики из кусочка сырой морковки.

2-й урок: Выполняем набивной рисунок на вырезанном из бумаги платке. Гуашь для набойки желательно растереть на палитре.

Тема 6. УЗОР ДЛЯ ВЫШИТОЙ РУБАХИ. 2 часа.

Продолжая знакомство с народным костюмом, представляем детям другую важную его часть – рубашку. В мужском и женском костюме рубаха – это основа. Она сшита из льняного полотна, вытканного вручную на домашнем станке, Ворот, подол и оплечье рубахи богато украшены вышивкой, На рукавах и плечах – вставочки из яркой ситцевой ткани, Мотивы вышивки богаты и разнообразны: геометрические узоры, стилизованные изображения зверей и птиц, цветов, фигуры человека. Вышивка – не только украшение, но и оберег.

Задание для детей:

1-й урок: обводим на бумаге картонный шаблон фигуры человека (куклы). Рисуем лицо, прическу, придумываем имя нашей кукле.

2-й урок: выкраиваем из бумаги рубашку для куклы, вырезаем и украшаем узорами. Предварительно обсуждаем размещение вышитого узора: ворот рубахи, оплечье, рукава, подол.

МАТЕРИАЛ: белая бумага, цветные фломастеры.

Тема 7. КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ: ЖЕНСКИЙ И МУЖСКОЙ. 2 часа

На первом уроке этой темы мы знакомим детей с основными элементами женского костюма: рубаха, понева (юбка), передник, головной убор. Сравниваем костюмы разных регионов России и представляем другой тип костюма – сарафанный, состоящий из рубахи, сарафана, душегреи. Головной убор праздничного типа – кокошник.

Мужской костюм: рубаха, порты.

Очень важная деталь костюма – пояс. Орнаментальные символы и знаки тканого или плетеного пояса.

Цветной строй народного костюма. Использование отделки (цветная тесьма, вышивка, кружево), украшения.

Задание для детей:

1-й урок: выкраиваем сарафан для куклы из цветной бумаги, украшаем его узором (узорчатая тесьма, вышивка). Мальчикам по желанию можно предложить выкроить пояс и порты для мужского костюма. Пояс можно также украсить узором.

МАТЕРИАЛ: цветная бумага, карандаши, фломастеры.

2-й урок: проводим конкурс на лучшего знатока народного костюма.

Примерные вопросы и задания конкурса:

Объясните, какие элементы народного костюма так называются: понева, порты, душегрея, кокошник. Покажите эти элементы на рисунках костюмов.

Что такое «оберег»? Какие части народного костюма исполняли роль оберега?

Расшифруйте знаки вышитого орнамента (на образце желательно представить узор с элементами растительных мотивов, с солярными знаками, знаками земли и воды).

Разгадайте загадки об элементах костюма.

Итоговый урок по теме «Народный костюм» можно начать с рассказа о народных праздниках и обрядах. Один из самых красивых праздников – «Троица». На Троицу девушки наряжали березку, украшая ее цветными лентами, водили вокруг нее хороводы.

Бумажных кукол в народных костюмах размещаем на большом листе бумаги так, чтобы получился «Хоровод». После того как коллективное панно составлено, «мастерицы-затейницы» организуют хоровод в классе, проводят игры с ребятами.

3-я четверть: «Домашнее ремесло»

Тема 9. ВЫШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ. 2 часа.

Урок начинается с рассматривания изделий, украшенных вышивкой. Это скатерти, полотенца, передники, занавески. Каждый из этих предметов в крестьянском быту имел свое назначение и бережно хранился.

Вышитое полотенце (рушник). Свадебные, обрядовые рушники. Вышивка на полотенце, сделанная в разной технике: крест, шов «роспись», гладь. Богатые узоры и цвета вышивки.

Задание для детей: составить узор для вышивки полотенца на сетчатой основе. Для выполнения этого задания впервые знакомим детей с техникой мозайки из бумаги. Эскиз вышитого узора мы набираем из мелких квадратиков цветной бумаги. Работу лучше построить следующим образом:

1-ый урок: готовим «сетку» узора из клеенчатой бумаги размером примерно в половину тетрадного листа. Нарезаем цветную бумагу полосками и квадратиками 1х1 см.

2-й урок: набираем эскиз узора, наклеивая цветные квадратики на сетчатую основу.

МАТЕРИАЛ: белая клетчатая бумага, цветная бумага, клей.

Тема 10. ТКАНЫЙ ПОЛОВИЧОК. 2 часа.

На первом уроке учитель ведет рассказ о том, какие ковры умеют делать мастерицы разных стран: болгарские килимы, вытканные на ручном станке из разноцветной шерстяной пряжи; казахские тускиизы, сделанные из крашенного войлока; дагестанские ворсовые ковры.

Привычный для дома русского крестьянина – тканый половичок. Простая техника выполнения. Красивые сочетания красок, техника наборного орнамента. Основа и уток. Узоры тканья.

Задание для детей: плетеный коврик из цветной бумаги.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5