Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1-я четверть: «Народная игрушка»
Тема 1. ИГРУШКИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. 1 ЧАС.
Урок начинается с рассказа учителя об игрушках старинных и необычных. Игрушки крестьянских детей: деревянные чурочки – «болвашки», соломенные куклы – «стригушки», тряпичные куклы глиняные барыни и лошадки, игрушки-свистульки. Бумажные куколки, вырезанные из бумаги, сложенной вдвое.
ЗАДАНИЕ: нарядим куклу. Из согнутого пополам листочка белой бумаги вырезаем фигурку. Разворачиваем и рисуем наряд для этой куколки.
МАТЕРИАЛ: листочки белой рисовальной бумаги размером с открытку, цветные фломастеры или карандаши.
Тема 2. МАТРЕШКА. 2 часа.
Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревянная кукла. Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России: Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская – цветочной росписью.
Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой, желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки. Характер игрушек – веселый, задорный.
ЗАДАНИЕ: нарисовать матрешку и украсить ее росписью.
1-й урок: обводим картонный шаблон с контуром матрешки, намечаем карандашом рисунок лица, платок, рисунок для росписи фартука.
2-й урок: расписываем матрешку яркими красками.
В проведение этих уроков полезно включить стихи и загадки о матрешках, рассмотреть фотографии и слайды и обязательно показать настоящую матрешку, раскладывающуюся на несколько меньших.
Тема 3. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: КАРГАПОЛЬСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ДЫМКОВСКАЯ. 4 часа.
На первом уроке этого блока желательно познакомить детей с каргапольской глиняной игрушкой. Примерный ход рассказа учителя: происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня, птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи.
Задание для первого урока: обвести картонный шаблон игрушки-лошадки и наметить карандашом элементы росписи.
На втором уроке знакомим детей с филимоновской глиняной игрушкой. Рассказываем об отличиях: особая глина и особая технология лепки – вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка, олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки-свистульки. Роспись филимоновских игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.
Задание для второго урока: расписываем бумажную лошадку, подготовленную на первом уроке. Мотив росписи можно составить, пользуясь традициями каргапольской или филимоновской росписи (на усмотрение детей).
Материал для росписи: гуашь.
На третьем уроке идет рассказ о дымковской (вятской) игрушке. История промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки: обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций: барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.
Задание для детей: вылепить игрушку из глины. Для этого задания лучше выбрать игрушку несложной формы, например, птичку, петушка. Вылепленные игрушки надо подсушить и загрунтовать белой водоэмульсионной краской. На четвертом уроке вылепленную и загрунтованную игрушку украшаем росписью, используя для этого яркие гуашевые краски. Подводя итог изученной теме, на этом уроке проводим с детьми конкурс на лучшего знатока народной глиняной игрушки. Примерные вопросы и задания конкурса:
Почему вятскую игрушку называют дымковской? Что такое дымковская слобода?
Кто такой Полкан? Какой характер у этого игрушечного героя?
Что такое тычок? Какие элементы росписи выполнялись тычком?
К какому весеннему празднику готовились игрушки-свистульки?
Расставьте игрушки, подготовленные для беседы: дымковские, каргапольские и филимоновские – каждый вид игрушки на свою полочку.
Завершая урок, любуемся игрушками, сравниваем их форму и характер росписи.
Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». 1час.
Этот итоговый урок может быть проведен как урок-игра «Игрушечный магазин» или «Ярмарка игрушек».
На ярмарке дети могут представить свои любимые игрушки, сравнить старинные игрушки (глиняные свистульки, матрешки) и современные (грузовик, робот, кукла Барби).
Для того чтобы представить игрушку, дети могут приготовить рисунок, рассказ, инсценировку. Можно прочитать стихи об игрушках (А. Барто «Зайка», Е. Благинина «Мой мишка»).
Выполненные на предыдущих уроках рисунки и глиняные игрушки желательно разместить в классе в виде небольшой выставки.
2-я четверть: «Народный костюм».
Тема 5. ПЛАТОК С НАБИВНЫМ УЗОРОМ. 2 часа
Этот урок открывает следующий блок уроков, посвященный знакомству с народным костюмом.
Яркие цветастые платки - неотъемлемая часть старинного женского наряда. Изготовление платков способом набойки. Павлово-Посадские платки: отдельные цветы, букеты, гирлянды, веночки. Варианты размещения композиции набивного рисунка в квадрате платка.