Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:
- изучить особенности восприятия детьми кукольного спектакля, поставленного воспитателями детского сада;
- изучить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей кукольного спектакля, выраженного жестами, позой кукол, музыкой.
- изучить особенности композиционного строения рисунков детей после просмотра кукольного спектакля.
2. Формирующий этап.
Задачи:
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа;
- знакомство детей с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Рачева, В. Конашевича.
- знакомство детей с ролью различных изобразительных материалов в создании выразительного образа с “сухой” техникой, т.е. рисованием цветными восковыми мелками, карандашами, и с “мокрой” техникой.
- в обучении детей использовать (на выбор) сочетания различных изобразительных материалов.
1. Контрольный этап.
Задачи:
- выяснение умений детей контрольной группы пользоваться выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках (после рассказывания)
- изучение гибкости построения рисунка детей экспериментальной и контрольной группы.
На основе теоретических и практических исследований мы выделили восемь критериев оценки успешности выполнения рисунков, которые основываются на специфике изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также данных исследований и широкой опытной работы Т. С. Комаровой.
Назовем разработанные критерии и оценки созданных детьми изображений:
I. Перспектива:
1. воздушная
II. Цвет:
2. яркость положительных героев
3. яркость отрицательных героев
III. Миниатюрное и увеличенное изображение:
4. главных персонажей
5. второстепенных персонажей
6. ритм изображений
7. динамика движений персонажей
IV.Композиция:
8. расположение на листе по всему листу
Отобранные критерии включали показатели трех уровней, чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных компонентов изобразительной деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передается сюжет спектакля и развитие композиции детских рисунков.
А именно:
Первый уровень – высокий (60-100%).
Это использование в рисунке воздушной, диагональной, объемной перспектив. Передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и неярких цветов в зависимости от отношений к положительным и отрицательным героям. Верная передача пропорций предметов в изображении. Достаточно четкая и определенная передача сложного движения, применение ритма.
Второй уровень – средний (40-60%).
Это использование в рисунке линейной, воздушной перспектив композиции. Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их частей. Передача начального момента изображения движения.
Третий уровень – низкий (20-40%).
Использование в рисунке линейной перспективы, фризовое расположение изображений. Преобладание одного или двух цветов. Передача статического движения.
Кроме этого, учитывались характер линий (сильный, слабый, дрожащий); раскраска (мелкие штрихи, мазки, регуляция нажима, размах); уровень самостоятельности выполнения рисунка, эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения; творчество (что нового внес).