Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.

Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

- изучить особенности восприятия детьми кукольного спектакля, поставленного воспитателями детского сада;

- изучить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей кукольного спектакля, выраженного жестами, позой кукол, музыкой.

- изучить особенности композиционного строения рисунков детей после просмотра кукольного спектакля.

2. Формирующий этап.

Задачи:

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа;

- знакомство детей с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Рачева, В. Конашевича.

- знакомство детей с ролью различных изобразительных материалов в создании выразительного образа с “сухой” техникой, т.е. рисованием цветными восковыми мелками, карандашами, и с “мокрой” техникой.

- в обучении детей использовать (на выбор) сочетания различных изобразительных материалов.

1. Контрольный этап.

Задачи:

- выяснение умений детей контрольной группы пользоваться выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках (после рассказывания)

- изучение гибкости построения рисунка детей экспериментальной и контрольной группы.

На основе теоретических и практических исследований мы выделили восемь критериев оценки успешности выполнения рисунков, которые основываются на специфике изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также данных исследований и широкой опытной работы Т. С. Комаровой.

Назовем разработанные критерии и оценки созданных детьми изображений:

I. Перспектива:

1. воздушная

II. Цвет:

2. яркость положительных героев

3. яркость отрицательных героев

III. Миниатюрное и увеличенное изображение:

4. главных персонажей

5. второстепенных персонажей

6. ритм изображений

7. динамика движений персонажей

IV.Композиция:

8. расположение на листе по всему листу

Отобранные критерии включали показатели трех уровней, чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных компонентов изобразительной деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передается сюжет спектакля и развитие композиции детских рисунков.

А именно:

Первый уровень – высокий (60-100%).

Это использование в рисунке воздушной, диагональной, объемной перспектив. Передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и неярких цветов в зависимости от отношений к положительным и отрицательным героям. Верная передача пропорций предметов в изображении. Достаточно четкая и определенная передача сложного движения, применение ритма.

Второй уровень – средний (40-60%).

Это использование в рисунке линейной, воздушной перспектив композиции. Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их частей. Передача начального момента изображения движения.

Третий уровень – низкий (20-40%).

Использование в рисунке линейной перспективы, фризовое расположение изображений. Преобладание одного или двух цветов. Передача статического движения.

Кроме этого, учитывались характер линий (сильный, слабый, дрожащий); раскраска (мелкие штрихи, мазки, регуляция нажима, размах); уровень самостоятельности выполнения рисунка, эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения; творчество (что нового внес).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5