Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.
При рисовании после просмотра кукольного спектакля "Заюшкина избушка" мы отмечаем, что все дети имели замысел, т.е. знали, что они будут рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации. На вопрос "Как ты будешь рисовать лису и зайца, живущих в разных избушках?" Айаал С. не мог ответить. В рисунке он пытался изобразить их в окнах домиков, но не выразительно. Он сперва раскрасил весь домик в один цвет, а потом простым карандашом нарисовал окна и головы героев, не выделив их разным цветом.
Таким образом, мы констатируем, что дети находятся на среднем уровне владения средствами композиции (49,9%). Отмечаются проявления индивидуальных различий. Например, Валя Т. дополнила свой рисунок лошадью и сэргэ возле дома. Такого момента в рассказе нет.
Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения у большинства детей яркое. Однако, у некоторых оно отмечалось слабо. Так, Сеня Н. долго не мог реализовать свой замысел. В ходе выполнения его работы требовалась помощь педагога, которая заключалась в совместном выборе сюжета рисунка.
Рисунки показали недостаточное развитие образного творчества, характерное одинаковое горизонтальное расположение листа. Представление детей ограничено введением воспитателями шаблона в процессе рисования. Мы полагаем, что воспитатели с младших групп часто использовали показ детям готового образца. В результате чего у детей произошло торможение развития комбинаторских способностей воображении. Также дети затрудняются в передаче динамики движения изображаемого, что свидетельствует о недостаточном развитии графических способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Слабое владение графическими навыками не позволило некоторым детям отразить в рисунке свои впечатления.