Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.
Эксперимент включал в себя разработанную нами методику исследования развития композиционных способностей детей в изобразительной деятельности.
Методика исследования:
1. Показ воспитателями кукольного театра.
2. Наблюдение за внешними проявлениями детей во время просмотра. Констатировались:
- внимание детей;
- сопереживание персонажей спектакля;
- реплики, движения детей.
3. Беседа с детьми, которая имела цель выявить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей спектакля, выраженных жестами, позой, движениями кукол, музыкальным оформлением, декорацией, интонацией кукольников.
Спектакль “Икки ийэ, икки кыыс” был поставлен воспитателями с использованием кукол-петрушек.
Вопросы беседы:
1. Кто из героев вам понравился больше всего?
2. Не понравился. Почему?
3. Как поступила девочка Маайа?
4. Что означает выражение “любить маму”?
5. Какая музыка звучала, когда мам Клары встала и пошла искать теленка? Почему?
Наиболее характерные ответы детей приводим в таблице 1.
Таблица 1.
Имя ребенка |
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
Амгалена Н. |
Мне понравилась Маайа. Потому что она трудолюбивая. |
Клара не понравилась. Она не хочет своей маме помочь. |
Маайа принесла дров, пригнала теленка. |
Надо всегда жалеть маму помогать ей. | |
Айта С. |
Понравилась Маайа и ее мама. Потому что Маайа, когда надо, оставляет игру и идет помогать своей маме. |
Клара капризная, поэтому она мне не понравилась. |
Маайа храбрая девочка. Она одна пригнала теленка. |
Это значит слушаться маму, не раскидывать игрушки. | |
Стасик О. |
Мне понравилась только Маайа. Она не избалованная девочка. Целует маму только в лоб. |
Клара не поравилась. Она очень избалован-ная и ленивая. Любит только поиграть. |
Маайа всегда помогает своей маме. Убирает игрушки, посуду. |
Говорить маме ласко-вые слова, всегда помогать, слушаться её и целовать. | |
Айта Р. |
Понравились Маайа и её мама. Майина мама никогда не ругает своих детей. |
Не понравилось то, что Клара не помогает своей маме. |
Маайа не только играет, но и таскает дрова, приносит воду. |
Нельзя огорчать маму. Когда она отдыхает надо принести ей газеты и играть тихо. |
Проанализировав ответы детей по настольному театру “Икки ийэ, икки кыыс”, можно сказать, что все (100%) поняли содержание спектакля, состояние героев (радость, печаль, благодарность), называли средства передачи настроения (интонация, движения героев).