Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Как видно на таблице, мотивы к изобразительной деятельности у детей разные. И потому вступают в исполнение по разному: по собственной инициативе (4), по просьбе педагога (4), самостоятельно (2). От включения в деятельность зависит и действие ребенка. Если ребенка, не учитывая его желание, попросят рисовать, то он часто обращается за помощью или, если это ребенок уже с формировавшимися умениями и навыками, то он будет рисовать увлеченно. По собственной инициативе дети включаются в деятельность для достижения определенного результата: Нарисовать по прочитанному рассказу какой-то определенный сюжет, понравившееся место рассказа.
Следующим этапом контрольного исследования является рассказывание сказки "Заюшкина избушка". Анализ рисунков по этой сказке показал средний уровень композиционных умений и навыков – 53% (см. приложение 9).
Дети в основном изображают только главных героев. В некоторых работах отмечается отсутствие прорисовываний глаз, носа, рта персонажей. Движения героев в основном статичные.
Выделяя особенности работ, мы отмечаем, работу Веры П. Девочка рисует увлеченно, довольно быстро, но достаточно аккуратно, формулируя замысел словесно: "Я зайку нарисую. За зайкой домик. У зайки ушки опущены, потому что он грустный".
Действует активно. Не боится загораживания одного изображения другим; регулирует рисовальные движения по размаху, создавая изображения разной величины даже внутри группы однородных предметов (изображает траву разными по величине). Изображения заполняют весь лист. Нарисовав основные персонажи, девочка выражает желание нарисовать дом. Хитрую лису она рисует маленькой по отношению к зайчику. Интерес вызывает работа Вилены К. Её рисунок отмечается передачей воздушной перспективы, разными по величине деревьями. Девочка изобразила зайчика, который выглядывает из открытой двери. Присутствует загораживание изображений.
В рисунках, выполненных после рассказывания сказки без наглядных картин или иллюстраций, без "оживления" персонажей игрушками кукольного театра, дети изобразили внешние свойства героев, окружающую их обстановку. Выразительные средства (форма, цвет, ритм, динамика) в продуктах деятельности присутствуют. Также отмечаем выражение различных эмоций персонажей (грустный зайчик, храбрый петух, веселая девочка, радостная мама).
Однако, композиционное построение рисунков после ознакомления с художественной литературой оказалось немного обеднённым.
На данном этапе было проведено видео-занятие, где дети рисовали по спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин", поставленного студией кукольного театра Дома культуры и снятого на видеопленку.
Цель видео-занятия:
1. Разнообразить стимулирование детей к решению изобразительных задач;
2. Ориентировка детей на усвоение восприятия видео-спектакля.
Ход занятия:
Экспериментатор вводит куклу Тэбэнэкээн эмээхсин и от имени куклы говорит:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тэбэнэкээн. Вы сейчас будете смотреть кукольный спектакль. Он необычный, потому что записан на видеопленку. Обратите внимание на декорацию спектакля, внешний вид кукол, речь актёров. После просмотра нарисуйте, пожалуйста, наиболее понравившиеся и запомнившиеся сцены. Я их возьму и покажу своим братьям. Они будут очень довольны вашим интересным рисункам.
Итак, смотрите, спектакль "Тэбэнэкээн эмээхсин"!
После просмотра спектакля Тэбэнэкээн вновь приходит к детям и задает им вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Как вы думаете, что мнения спасло от гибели?
3. Кто мне помог?
4. Готовы ли вы помочь своим близким?
Характерные ответы приводим в таблице 7.
Таблица 7
Туяра |
Ира А. |
Валя Т. |
Айтал С. |
Сеня Н. | |
1 |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
2 |
Твоя хитрость |
Глупость Ала Могус |
Хитрость |
Ты сказала, что ты ху-дая, поэто-му тебя Алаа Могус не съел |
Твоя хитрость |
3 |
Тебе помогли твои братья |
Твои друзья |
Болодой Болот, Курулэй Курэн, Аладай Ада |
Помогли твои братья |
Братья |
4 |
Я всегда помогаю. Например, маме, друзьям в детсаду |
Если я могу помочь я всегда помогаю. Например, маленькому братику |
Да |
Меня пока не просят о помощи. Но я всегда помогаю воспита-телю, нянечке. |
Да, я люблю помогать . Особенно маме. |