Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Перед рисованием каждый ребенок должен был продумать свою картинку, выбрать подходящий материал (мелки, акварель, гуашь). Когда дети приступили к реализации своего замысла, экспериментатор, подходя к каждому, спрашивал, кто какую картинку хочет нарисовать. Подойдя к Вале и увидев у неё бумагу оранжевого цвета, спросили, какую картинку она задумала. Валя ответила, что хочет нарисовать старушку у озера . Удивившись такому выбору (казалось, для изображения озера менее всего подходит бумага оранжевого цвета), экспериментатор предложил: "Тогда тебе нужна другая бумага." – "Нет, - возразила Валя, - мне нужна такая бумага. Озеро я буду рисовать так (показала, как кончиком кисти обведет контур изображения), а здесь (показала боковые края листа) будет берег".

Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она будет рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.

Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом занятии каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда, когда тема картинки совпадала, решение было оригинальным.

В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила их на стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о содержании своих рисунков.

Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции (78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой, ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень у одного ребенка (50%).

Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы объясняем тем, что была дана конкретная установка перед просмотром спектакля от лица самого персонажа, а также заинтересованность детей при помощи нетрадиционной формы проведения занятия.

Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) [ ]. Можно предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому подъему изобразительного творчества.

Перейти на страницу: 1 2 3