Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-воспитательным процессам.
В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для современной школы познавательных нравственных, эстетических и других ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в практику современной школы (0,8 п.л.).
Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.
Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».1
Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).2
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Коменский: «Противоядием
1. В.А. Сухомлинский. Избр.пед.соч.в 3-х тт., М: Педагогика, 1979-81 гг., т.1, с.216
2. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965, с.63
2
невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей . Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни».1 У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счет. М.Монтень, - она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».2 По его мнению, необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все . это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков».3
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей