Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
11
мировой культуры.
Необходимо четко представить себе, что каждый школьный предмет- это, по существу, лишь часть ценностей от всего комплекса уже созданных человечествам научных, художественных, этических, эстетических и других ценностей и исходить в работе с учеником именно из этого, не позволяя гипертрофировать значимость одних и недооценку других предметов. Все они в основе своей взаимосвязаны гуманистическим началом и направлены на формирование у школьника всестороннего жизненного опыта, высокой культуры, взаимопонимания с другими людьми. Л.Н. Толстой в связи с этим справедливо замечает: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».1
Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.
Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится
1. Из письма к Р. Роллану
12
комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех
причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится к конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.
Разговор о ценностях должен быть составной частью каждого этапа работы с воспитанником. Нельзя забыть о словах известного американского философа Лео Ворда: «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание». По его мнению, сама «жизнь является полем выбора ценностей».1 Неопределенность ценностей, их объема и характера потребления учеником на руку лишь
_
1. Ward Leo R.Philosophy of Education. Chicago, 1963. P. 152.
13
недостаточно подготовленному педагогу. В таких условиях он получает негласную возможность (и почти всегда пользуется такой возможностью) «подправлять» содержание учебного и воспитательного материала под свой уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его осмысление ведется таким
наставником с учетом своего «вкуса», своих пристрастий, симпатий к чему-то или, наоборот, ярко выраженных антипатий.
По настоящему осмысленная ценность и понимается, и принимается учеником гораздо скорее. У ребенка возрастает интерес к ней за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней. Об этом еще в 18 в. Говорил Феофан Прокопович. Ученик, по его мнению, должен хорошо понимать, чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».1