Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности
1. Там же с. 299.
2. К.Д. Ушинский. Собр. Соч. В 9-ти тт. - М: АПН РСФСР, 1948, т. 3, с. 321.
6
народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д , а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика».1
В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые послереволюционные годы. «Советское воспитание, -пишет А.С. Макаренко в эти годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного . Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная».2
Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного отношения ко всему комплексу
1. Там же, с. 322
2. А.С. Макаренко. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг., т. 1, с. 225.
7
жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни .».1
Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить ., быть счастливым.2 Перенос внимания с ценностей формальных на ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.
Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность,
_
2. Там же, т. 8, с. 80
3. Там же, т. 1, с. 138.
4. Там же, т. 1, с. 195
8
следующие: лень, грубость, отсутствие определенной цели в жизни, плохие способности, малокультурность, нежелание учиться и др.
Как показывают исследования, в большинстве современных работ по педагогике вопрос о школьных ценностях также находится под пристальным вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей школы является развитие у воспитанников не только правильного представления о всех важнейших для них ценностей, входящих в понятие «культура человечества», но и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.