Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
3) научно-познавательные ценности - все то, что связано с
познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе.
4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей
известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека на основе катарсиса потребности жить по законам красоты.
5) ценности физической культуры и гигиены - все то, что
предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его
17
неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого, хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.