Психолого-педагогическая проблема
При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду гуманитарных наук.
Во второй половине XX века едва ли не центральное место занимало соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований – Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.
Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей, вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за другим выходят монографические исследования философов, социологов, культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике, рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике. Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.
Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения, субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние, вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена, стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека…» [75,307].
Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского, отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.