Психолого-педагогическая проблема
ХХХХХХХХХ
Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке) и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя, в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство – отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле, приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их потребности» [4,44].
Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].
Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы»[44,166].
Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация, народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений: межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт, идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем соответствующих экономических, политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].