Способы обучения решению познавательных задач.
IV. Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между всеми данными в условии задачи.
Уровни отличаются друг от друга характером умозаключения (прямым или косвенным) и степенью соотнесенности данных в условии. Надо заметить, что вообще познавательные задачи отличаются тем, что одни из них требуют того или иного определенного уровня для своего успешного решения, другие – допускают разные уровни, и в этом случае решения окажутся более или менее глубокими. Это свойство задач позволяет учителю управлять переходом учащихся с одного уровня на другой в зависимости от того, на каком уровне ученик находится в данный момент. Если обучение только начинается, учитель дает задачи, требующие первого уровня; по мере появления у учащихся соответствующих навыков учитель переходит к задачам, требующим следующего уровня, и т.д. Если учащиеся одного класса находятся на разных уровнях, учитель может дать задачи, допускающие разные уровни, чтобы над ними могли работать все ученики. Индивидуализации обучения содействует создание задач для разных уровней и их решение разными учениками в зависимости от степени их подготовки. Из этого следует, что по одной и той же теме целесообразно конструировать задачи разных уровней для разных учеников. Задачи разных уровней следует строить и в последующих классах, не удовлетворяясь достижением IV уровня в одном классе.
IV уровень оптимальный. Его, с одной стороны, можно достичь в любом классе на учебном материале, соответствующем программе. С другой – пределы его развития очень широки. Чем больше данных способен соотнести решающий, чем длиннее цепь рассуждений, тем, следовательно, сложнее задача и эффективнее развитие IV уровня познавательной самостоятельности учащихся.
При переводе учащихся с одного уровня на другой следует иметь в виду, что перевод от II к III сложнее, чем перевод от I ко II, так как III уровень требует опосредованных выводов. Задачи, относящиеся к III и IV уровням, требуют более выразительного проявления творческих процедур, так как не всегда в цепи суждений каждое звено поддается логическому выводу. Здесь действуют признаки творчества. Для облегчения перевода с уровня на уровень целесообразно практиковать задачи, поддающиеся решению на разном уровне глубины, т.е. смежно-уровневые.
В последние годы учебно-методический комплекс по истории существенно пополнился различными сборниками познавательных заданий, задачниками и тематическими подборками в журнале "Преподавание истории в школе".
Автор (ы) |
Название |
Издание |
1. Смирнов С.Г. |
Задачник по истории древнего мира |
М.: Мирос, 1994 |
2. Смирнов С.Г. |
Задачник по истории средних веков |
М.: Мирос, 1995 |
3. Смирнов С.Г. |
Задачник по истории России |
М.: Мирос, 1993 |
4. Горяйнов С.Г. |
Задачник по истории России |
Ростов–на–Дону, 1996 |
5. Кишенкова О.В., Короткова М.В. |
История для любознательных: Задачник (5-11 кл.) |
М.: Дрофа, 1996 |
6. Плоткин Г.М. |
Материалы и познавательные задания по отечественной истории. 10-11 кл. |
М.: Просвещение, 1995 |
7. Колосков А.Г. Гевуркова Е.А. |
Задания для самостоятельной работы по истории Отечества. 10-11 кл. |
М.: Просвещение, 1996 |
8. Под общей ред. Алексашкиной Л.Н. |
1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам: Учеб. пособие |
М.: АСТ, 1996 |
9. Жуков Л.В. |
Контрольные и проверочные работы по истории в 5-9, 10-11 кл.: Метод. пособие в 2х частях |
М.: Дрофа, 1997 |