Способы обучения решению познавательных задач.
Естественно, что при многообразии познавательных заданий (которые не поддаются однозначной классификации) критерии их оценки в каждом случае должны быть более определенными и конкретными. Они зависят от содержания вопроса (задания), характера деятельности, заложенной в его решение, формы предполагаемого ответа, круга задействованных источников и, наконец, от возраста учащихся и уровня их подготовки. Проводить анализ ученических работ, выделяя элементы ответов, свидетельствующие о наличии знаний и сформированности умений, учителю будет проще, если в государственном стандарте исторического образования будет предложена разветвленная система критериев учебных достижений школьников, подобная той, что разработана в нормативных документах большинства стран Европы и США. (Лещинер В., Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах.//Преподавание истории в школе, 1993, № 6)
Логические задания
– мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно – логическое мышление учащихся. Содействуют формированию умений осмысливать сущьность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения. (Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988)
Проблемные задания
– особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. В процессе ее решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию. (Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно–методическое пособие для учителей. – М.: Русское слово, 1997)
Образные задания
– задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса. (Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988)