Экспериментальные исследования. Констатирующий эксперимент
1. Анализ и оценка результатов состояния вопроса в практике учителей школы №11 г. Абакана.
На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:
- провести контрольное анкетирование учителей и учащихся;
- проанализировать состояние внеклассной работы по русскому языку в I-III(IV) и V-VI классах на основе анкетных данных и наблюдения;
- изучить состояние профессиональной деятельности учителей (на основе наблюдения за внеурочной работой), с точки зрения реализации положений, заложенных в методической науке;
- определить состояние внутришкольной методической работы по теме исследования.
Принимая во внимание все ранее сказанное, попробуем проанализировать и оценить состояние нашего предмета изучения в практике учителей школы №11 г. Абакана.
Для того, чтобы выяснить уровень организации внеклассной работы по русскому языку в I-III(IV) и V-VI классах педагогам была предложена анкета, позволяющая решить следующие задачи:
- выяснить владеют ли учителя теоретическими знаниями по данному вопросу;
- определить осознание педагогами необходимости улучшения организации внеурочной работы по русскому языку;
- выяснить знание учителями эффективных условий организации внеклассной деятельности по русскому языку.
В констатирующем эксперименте принимало участие 4 учителя начальных классов и 3 учителя 5-6 классов. Анкета содержала следующий перечень вопросов.
1. Что такое внеклассная работа?
2. Имеет ли она значение при обучении русскому языку? Какое?
3. Проводите ли Вы внеурочную работу по русскому языку в своем классе? В какой форме?
4. Носит ли она систематический характер?
5. Соблюдение каких принципов организации внеклассной деятельности по русскому языку считаете необходимым?
6. Есть ли что-то, что мешает Вам в проведении внеурочной работы?
Исследование показало, что педагоги осознают значимость организации внеклассной работы по русскому языку (особенно учителя-предметники), но не все четко определяют ее назначение на определенном этапе обучения. Ответ не первый вопрос дали все учителя в той или иной степени точности. Большинством педагогов были названы следующие принципы организации внеурочной деятельности: занимательность, систематичность, научная углубленность, добровольность, избирательность и др. Принцип преемственности и перспективности как одно из условий эффективной организации внеклассной работы назван не был.
Изучение состояния проблема в школе показало, что на сегодняшний день никто из педагогов не ведет кружок русского языка. Вся внеурочная работа по русскому языку сводится к эпизодическим мероприятиям как на уровне отдельного класса, так и в масштабах всей школы (День русского языка, Неделя русского языка).
Среди причин, мешающих в проведении внеклассной работы, назывались прямые и косвенные: недостаточное внимание этому вопросу методических объединений, загруженность как самих педагогов, так и школьников, и невыплата зарплаты.
Наряду с анкетированием был проведен анализ просмотренных внеклассных занятий, что в совокупности позволяет сделать следующий вывод: полученные сведения дают возможность говорить как о недостаточном уровне теоретической подготовки учителей по данному вопросу, так и о нежелании или неумении большинства из них заниматься организацией систематической внеклассной работой по предмету.