Экспериментальные исследования. Констатирующий эксперимент
Организаторы олимпиады ставили перед собой следующие цели:
- создание условий для положительного отношения к учению, интеллектуальному труду в целом;
- предоставление учащимся третьих классов возможности пробовать свои силы, сравниться с учениками других школ;
- диагностирование сформированности общественных умений и навыков и знания программного материала;
- выявление одаренных детей и положительного опыта работы с ними, а также системы подготовки учащихся младших классов к олимпиаде и распространение этого опыта среди учителей города.
Если в прошлом году задания составляла группа учителей (представители от каждой школы), то в этом году – преподаватели ХГУ (по русскому языку- Потехин Д.А.) и педагогического колледжа.
Задания представляли собой тексты, которые требовали от учащихся не только знаний фактического материала, воспроизведения его на репродуктивном уровне, но и умение их (эти знания) анализировать и т.п. (см. Приложение №5).
Задания по русскому языку включали в себя все разделы русского языка, изучаемые в школьной программе: орфографию, фонетику, морфологию, пунктуацию…
Предлагались задания и достаточно простые на знание правил, чтобы ребенок почувствовал силу, выполнив его (например, №4, 12, 14), и творческие, когда нужно было не просто вставить нужную букву, а придумать слова по данному условию, таким образом проверялась осознанность, глубина знаний (например, №3, 9, 10).
Лучше всего дети справились с заданиями на знание фактического материала (например, на правописание удвоенной согласной, ъ и ь разделительных знаков и так далее (№5, 6, 13)) и труднее давались те, в которых необходимо было проявить нестандартность мышления, умение анализировать, классифицировать, наблюдать (№3, 10, 15). Насколько школьники справились с предложенными заданиями, можно судить по графику.
Итоги олимпиады по русскому языку.
1 место шк. №1 Багаева Лена (59б.) Крылицина Е.В.
2 место шк. 21 века Колесникова Настя (52,5б.) Клементьева Г.А.
2 место шк. №14 Карымова Алена (52б.) Мальцева Р.П.
3 место гимназия Кулешова Карина (51б.) Браим Л.В.
Кроме победителей, более 45 баллов набрали ученики школ №24, 1, гимназии, 18, 7, 14, 22, 9, 3, 10.
На основании полученных данных можно выявить следующую закономерность: творческие задания успешнее решают дети, обучающиеся по программе развивающего обучения. Поскольку изменить программу, по которой работают конкретные учителя мы не в силах, рекомендуется организовать систематическую внеклассную работу по русскому языку с учетом принципа преемственности и перспективности.
Предлагаем некоторые рекомендации для улучшения качества проведения городской олимпиады:
- результаты олимпиады учащимся начальных классов сообщать как можно быстрее;
- награждать всех детей;
- необходимо, чтобы каждый ребенок думал сколько баллов он набрал;
- продумать дальнейшее продвижение победителей.