Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования
В конце данной работы мне хотелось бы сказать о двух концепциях экологического образования, предложенных В.М. Назаренко (доктор педагогических наук, профессор), и Э.Р. Баграмян (директор школы №932), И.И. Кураповой (учитель экологии школы№932), А.В. Артемовым (доктором химических наук, профессором МГТУ).
Итак, В.М. Назаренко называет свою статью, опубликованную в журнале «Экология и жизнь» «Будущее экологического образования: некоторые предположения».
В своей статье он с горечью рассуждает о стремительном движении человечества к уничтожению природных ресурсов, о том, что человек не хочет осознавать какой ущерб он наносит окружающей среде, о всеобщем экологическом кризисе.
Для выхода из этого кризиса, Назаренко предлагает свое видение экологического образования. Он говорит о том, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.
На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.
К основным морально-этическим принципам Назаренко относит принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.
Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира, согласно богословскому его пониманию.
В экологическом образовании следование этому принципу абсолютно обязательно.
Назаренко утверждает, что необходимо новое мировоззрение, в формировании которого важную роль будет играть учитель. И основной его задачей становится научение ребенка любить Творца, жизнь, природу.
Назаренко говорит о том, что учебный экологический проект — перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно. Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации. Выполнение учебного проекта предполагает такие этапы, как: наблюдение и восприятие, определение проблемы и описание ее, анализ и объяснение причин, прогнозирование и оценка последствий, принятие решений, индивидуальная оценка этих решений, индивидуальная реакция на принятие решений, планирование последующей деятельности.
Как видно, Назаренко говорит о перспективе школьных экологических проектов, и в связи с этим хотелось бы привести краткое содержание статьи Э.Р. Баграмян, И.И. Кураповой, А.В. Артемова под названием «Школьные экологические проекты».
В этой работе авторы говорят о том, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
В связи с важностью экологического образования, авторы предлагают метод проектов, как современную педагогическую технологию. Метод проектов относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению знаний. Результат проекта является скорее не конечной целью, а началом новой стадии в непрерывном процессе самообразования. Роль обучаемого в организации его образования становится более значимой, поскольку организованный учебный процесс превращается в процесс самообучения.