Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования
Из-за недостаточности организационно-методологического обеспечения на федеральном уровне в 1990-х годах развитие экологического образования в ряде субъектов Российской Федерации пошло по пути разработки и реализации регионального компонента экологического образования.
Впервые это было сделано в Амурской и Нижегородской областях, где в 1992–1993 гг. приступили к разработке региональных программ экологического образования и соответствующих учебно-методических материалов по экологическому образованию школьников и подготовке учительских кадров.
В Курганской области в 1993–1994 гг. разработали и апробировали “сквозную” эколого-образовательную программу для 2–11 классов.
В Свердловской области в 1993 г. была рекомендована к внедрению комплексная программа “Экологическое воспитание и образование населения области”. В последующем это было сделано и в других субъектах Российской Федерации.
В ряде субъектах Российской Федерации в 1995–2002 гг. были приняты законы об экологическом образовании, подписаны указы глав администраций. Во многих регионах деятельность в области экологического образования и просвещения регулируется соответствующими постановлениями, распоряжениями администраций, совместными приказами заинтересованных министерств и ведомств.
Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, акцентируя внимание на необходимости формирования экологической культуры, ориентирует российское общество на создание системы всеобщего и комплексного экологического образования:
Как уже было сказано выше, осознание остроты и масштабности экологических и глобальных проблем в целом, создание системы экологического образования и просвещения, создают предпосылки для формирования экологической культуры. В нашей стране базис экологической культуры закреплен законодательно в федеральном законе «Об охране окружающей среды», где в частности написано:
Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статья 72.
Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.