Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования
Законодательной основой развития экологического образования и воспитания стала и Конституция Российской Федерации (1993 г.), установившая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (с. 42) и обязанность “сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (ст. 58).
С принятием законов “Об охране окружающей природной среды” (1991 г.), “Об образовании” (1992 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.) была создана правовая основа для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования в Российской Федерации.
В 1994–1995 гг. по инициативе Минприроды России и при поддержке заинтересованных министерств и ведомств были приняты постановления Правительства Российской Федерации по вопросам экологического образования: “О мерах по улучшению экологического образования населения” (от 3 ноября 1994 г. № 1208) и “Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава” (от 26 января 1995 г. № 91), ставшие важнейшими нормативно-правовыми документами для развития экологического образования в последующие годы.
Финансирование экологического образования осуществлялось в 1992–2002 гг. за счет бюджетных средств природоохранных органов, Минобразования России, Минкультуры России (с 1998 г.) и подведомственных им территориальных органов и учреждений, а также других министерств и ведомств, общественных организаций, в том числе международных.
Методологической основой развития экологического образования служат Декларация Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (1977 г.), рекомендации всесоюзных конференций по образованию в области окружающей среды (Минск, 1979 г.; Таллин, 1980 г.; Иваново, 1984 г.; Казань, 1990 г.), положения Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы (1987 г.). К 1990 г. была разработана “Программа по образованию в области окружающей среды на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года” для СССР. Программа, согласованная шестью ведущими союзными ведомствами и крупнейшими общественными организациями, не была воплощена в жизнь из-за распада СССР.
Отправной точкой для развития образования в области окружающей среды в мире, в том числе и в России, в 1990-е годы стала “Повестка дня на XXI век”, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Федеральное природоохранное ведомство рассматривало экологическое образование и просвещение как важнейшую составляющую государственной экологической политики.
В 1995 г. была начата разработка проекта федеральной целевой программы (ФЦП) “Экологическое образование населения России” на период до 2000 г. В 1997 г., на основании поручения Правительства Российской Федерации от 16.02. 97 № ВЧ-П9-04927, срок действия Программы был продлен до 2010 г. Проект ФЦП, одобренный федеральной Межведомственной комиссией по экологическому образованию населения, не поддержал Минфин России, выступивший против финансирования Программы из средств федерального бюджета. В результате Программа не была утверждена Правительством Российской Федерации, что ослабило государственную поддержку работы по развитию экологического образования в конце 1990-х годов. Не получил поддержки и проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, который разрабатывался в 1998–1999 гг.