Пути повышения эффективности уроков
Существенным недостатком в области применения методов преподавателя является недооценка теории в курсе черчения, однообразие применяемых методов. Считая курс черчения исключительно «практическим» предметом, некоторые преподаватели излагают систематически материал курса, не сообщают учащимся необходимых сведений, нужных для решения разнообразных задач данного раздела, не обосновывают принятых условностей при изображении тех или иных деталей машин. Типичный урок у таких преподавателей состоит в том, что они вычерчивают на классной то или иное геометрическое построение, комплексный чертеж или аксонометрию детали, сопровождая это краткими пояснениями, а учащиеся зарисовывают то же самое в своих тетрадках. Зарисованное нередко служит в дальнейшем материалом (заданием) для выполнения чертежа. Длительное применение такого однообразного примитивного метода проведения занятий, исключающего творческую деятельность учащихся, приводит к тому, что учащиеся совершенствуют только «технику» черчения, не развивая свои пространственные представления. [8]
Поэтому, многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока.
Весьма полезно при этом решение задач, связанных с изменением исходных данных, реконструкций изображений, применением полученных знаний на практике. [2]
Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учащихся в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение учащихся к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом. [8]
По мнению Вышнепольского И. С. эффективность проведения уроков определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на учащихся, качеством его подготовки к занятиям. Работа преподавателя будет достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве будет владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию дисциплинами. Ему необходимо глубокое знание научных основ черчения, широкое знакомство со специальной литературой по предмету, твердое знание стандартов. Преподаватель должен знать историю развития графики и быть в курсе последних достижений. Все это даст возможность преподавателю уверенно чувствовать себя на уроке, глубоко освещать теорию предмета, находить интересные и убедительные примеры.
Пример и авторитет преподавателя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением учащихся.
Чтобы во всем являться примером для учащихся, преподаватель графики должен в совершенстве овладеть умением выполнять на доске чертежи и эскизы, аккуратно и точно оформляя их, красиво и правильно надписывая.
Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для учащихся. Преподавателю необходимо следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем учащимся.
Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда преподаватели говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.
Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями слушателей усваивать сказанное. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи преподавателя требуется не больше, чем при быстром.