Пути повышения эффективности уроков
Одним из способов активизации мышления учащихся является самостоятельная работа. В обучении графике применяются следующие виды самостоятельной работы:
1. усвоение учебного материала на основе работы с учебником;
2. поиск в новом материале ответов на вопросы, сформулированные учителем;
3. чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана прочитанного;
4. работа с иллюстративным материалом учебника.
В практике редко встречаются уроки, целиком посвященные самостоятельной работе учащихся. Это весьма неэффективно.
Обучение графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учащихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система графических познавательных заданий.
Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке.
Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной учителем цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных заданий на моделирование, сравнение изображений, поиск ошибок на чертежах, нанесение недостающих линий и др.
Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных.
Так, при изучении технического рисунка учащимся можно предложить задачу, в которой даны условие и готовое решение. Учащимся предлагается определить, какие данные задачи являются лишними для ее решения. Если учащиеся хорошо усвоили материал, то они быстро найдут ошибки, ели нет, то можно будет выявить ошибки учеников.
Цели активизации, развития технического мышления служит такая работа, как самостоятельное составление графических задач. Каждый ученик будет стараться составить свою комбинацию; поэтому отпадает необходимость подготовки большого количества вариантов раздаточного материала, что значительно облегчает работу учителя, не говоря уже о том, какой большой интерес вызывает у школьников такое задание.
Таким образом, важно отметить тот факт, что активизация познавательной деятельности необходима для успешного решения не только учебных, но и воспитательных задач, поскольку развивает интеллектуальные способности, воспитывает любовь, уважение к труду, пробуждает любознательность.
Другой элемент активизации занятий – более рациональное использование времени первой части урока.
Часть учителей стала добиваться этого, проводя уплотненный опрос и фронтальный графический опрос.
Нужно отметить тот факт, что теперь все реже можно наблюдать, как учитель, вызвав к доске одного из школьников, довольно долго занимается его опросом при незначительном участии класса.
Уплотненный опрос представляет собой сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Задача такого опроса – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока.
При уплотненном опросе для ответа вызывается насколько учащихся. Часть из них работает на доске, подготавливая графические ответы на вопросы, связанные с изученным на прошлом уроке материалом, часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за построениями на доске, за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.
Фронтальный графический опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь учащихся, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, контролировать на большинстве уроков состояние графических умений школьников, ликвидировать пробелы в подготовке учеников, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям.
Первым этапом такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой учащиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался пространный ответ. На этом этапе от учеников требуется лишь вспомнить и осмыслить ранее изученное. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.