Пути повышения эффективности уроков
Вторым этапом фронтального графического опроса являются графические задания. Ученикам предлагается вычертить в рабочей тетради в клетку основные изображения, относящиеся к только что повторенному материалу. Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Конспекты при этом закрыты, учебные таблицы сняты. Учитель следит за ходом работы, собирает у выполнивших задания тетради, просматривает их и, не выставляя оценок (для экономии времени), складывает одинаково оцениваемые работы в одну из стопок, не закрывая при этом тетрадь. Таких стопок четыре (по числу различных оценок). Каждый из учащихся при этом видит, в какую из стопок положена его тетрадь. Задержавшиеся с выполнением работы школьники сдают свои тетради по окончании отведенного времени на работу также в раскрытом виде.
После того как тетради собраны, на доске вывешиваются учебные таблицы, содержащие изображения, являющиеся правильными ответами на предложенные ученикам задания. Дети могут скорректировать свои решения, понять свои ошибки.
Применение фронтального графического опроса позволяет приблизить объем контролируемых знаний к ста процентам, систематически развивая при этом графические умения школьников и требуя от них постоянной готовности к такой работе.
Беглый просмотр работ учащихся непосредственно на уроке позволяет учителю не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации. [1]
Профессор Розов С. В. считает, что еще одним условием для эффективности урока нужно как можно чаще избегать формализма в знаниях учащихся.
Формализм проявляется в механическом перечерчивании чертежей с доски или с учебного пособия без понимания сути процесса проецирования. Эти чертежи бывают очень сложными, но они полностью законченные и оформленные. Перечерчивание таких чертежей отнимает массу времени, создает видимость серьезной постановки курса черчения, но учащимся приносит мало пользы. [8]
Формальным может быть и опрос учащихся. В этом случае учитель удовлетворяется четко сформулированными определениями, не проверяя, действительно ли ученик сознательно усвоил правило, может ли применить его при решении задач.
Формализм иногда проявляется и в неправильной методике демонстрирования наглядных пособий. В основном преподаватели демонстрируют плакаты с неразумным расположением фигур. Для того, чтобы устранить формализм в заданиях нельзя ограничиваться лишь чертежами, выполненными на доске, или учебными таблицами. Обязательно перед объяснением какой-либо темы нужно дать основные понятия по этой теме. Продемонстрировать различные модели крупных размеров, чтобы учащиеся увидели и поняли, что они должны сделать. Еще можно отметить тот факт, что учащиеся должны выполнять чертежи в тетрадях параллельно с учителем, выполняющий данный чертеж на классной доске, при этом необходимо привлекать весь класс к активному обсуждению решения каждой части задания и переходить к следующему этапу лишь тогда, когда станет ясно, что построения на предыдущем этапе правильно поняты.
Для закрепления материала следует давать учащимся несколько другое задание, отличное от того, что они делали вместе с учителем. Только в этом случае учитель сможет установить, насколько сознательно учащиеся усвоили новый материал.
Нужно помнить, что знания учащихся всегда будут в процессе закрепления учебного материала не сможет вызвать у них активного отношения к работе, желания понять данный материал. Только при активной работе учащиеся выделяют главные мысли, приводят их в стройную логическую систему и в таком виде осмысливают и заучивают.
Для того, чтобы избежать формализма в опросе учащихся нужно учесть тот факт, что вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, ученик не только должен ответить односложными «да» или «нет», а объяснить почему он так решил и обосновать свой ответ. В этом случае будет повышаться активизация знаний учащихся.
Что касается формализма в демонстрациях наглядных пособий, то в целях лучшего восприятия формы различных предметов (и в первую очередь геометрических тел) учителю следует демонстрировать их в самых различных положениях в пространстве и с различными соотношениями размеров.
Таким образом, если педагог будет задумываться о тех примерах формализма, о которых мы говорили, а также станет продумывать каждую часть урока, то он сможет предупредить неуспеваемость учащихся и сделать урок наиболее эффективным. [7]