Выявление особенностей общения подростков и старших школьников.
Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах.
Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):
I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).
II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим (таблица 2).
III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения (таблица 3).
Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные в таблице 1.
№ вопроса |
Варианты ответов. |
Количество учащихся по классам и школам. | ||||||
6«А» кл. школы №14 |
8«А» кл. школы №14 |
11«Б» кл. школы №14 |
11«В» кл. школы №14 |
8«А» кл. школы №4 |
11«Б» кл школы. №14 |
11«Э» кл. школы №14 | ||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
1. |
Да |
16 |
10 |
11 |
16 |
17 |
14 |
13 |
Нет |
1 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 | |
Не очень |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- | |
Не знаю |
1 |
1 |
1 |
- |
4 |
1 |
- | |
2. |
Друзья |
14 |
8 |
14 |
14 |
15 |
11 |
7 |
Родители |
9 |
5 |
3 |
2 |
9 |
7 |
7 | |
Одноклассн |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
2 | |
Со всеми |
3 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- | |
С прот. пол. |
- |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 | |
3. |
Узнавание новостей |
- |
2 |
5 |
- |
10 |
2 |
5 |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
Обмен информац. |
3 |
- |
2 |
- |
- |
6 |
3 | |
Поддержка отношений |
7 |
2 |
2 |
2 |
- |
3 |
2 | |
Получение удовольств (развлечен) |
2 |
4 |
4 |
5 |
9 |
- |
2 | |
Не знаю |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- | |
4. |
Разговор (беседа) |
7 |
4 |
8 |
2 |
8 |
2 |
4 |
Передача информац. |
3 |
4 |
1 |
7 |
6 |
6 |
6 | |
Узнавание друг друга |
2 |
- |
1 |
3 |
- |
1 |
2 | |
Не знаю |
- |
3 |
3 |
5 |
4 |
- |
1 | |
5. |
Да |
17 |
11 |
13 |
11 |
10 |
11 |
14 |
Нет |
2 |
2 |
2 |
4 |
9 |
3 |
1 | |
Не знаю |
1 |
- |
- |
2 |
2 |
1 |
- |