Выявление особенностей общения подростков и старших школьников.
Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.
Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.
Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.
Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.
Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье, а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.
Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте, показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим способом достижения подобных целей.
Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки. Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается уровень тревожности.
В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:
- самопознание;
- самозащита.
А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.
Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к неустойчивости.
Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина – современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и отличает его от литературных данных и характеристик.
Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать.
№ вопроса |
Варианты ответов. |
Количество учащихся по классам и школам. | ||||||
6«А» кл. школы №14 |
8«А» кл. школы №14 |
11«Б» кл. школы №14 |
11«В» кл. школы №14 |
8«А» кл. школы №4 |
11«Б» кл школы. №14 |
11«Э» кл. школы №14 | ||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
11. |
Я |
6 |
3 |
3 |
3 |
9 |
5 |
7 |
Он |
12 |
6 |
5 |
7 |
9 |
6 |
5 | |
Зависит от ситуации |
1 |
4 |
5 |
7 |
2 |
4 |
2 | |
Не знаю |
7 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- | |
12. |
Друзья вне школы |
8 |
9 |
13 |
13 |
10 |
12 |
11 |
Родители |
6 |
- |
- |
1 |
7 |
2 |
1 | |
Брат (сестра) |
3 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- | |
Одноклассн |
6 |
2 |
1 |
3 |
9 |
1 |
2 |