Основные виды работы школьного психолога.
К основным видам деятельности школьного психолога относятся:
· психологическое просвещение;
· психологическая профилактика (психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников);
· психологическое консультирование (состоит в помощи, в решении проблем, с которыми к нему приходят учителя, учащиеся, родители);
· психодиагностика (углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника);
· психокоррекция (устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника, работа по развитию способностей ребёнка, формированию его личности).
Как показывает практика, психологу просто невозможно работать с людьми, на общаясь с ними ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтому психологу в первую очередь нужно знать и овладеть всеми навыками общения: как вербальными, так и невербальными, интерактивными и перцетивными. Говорят: «живя в обществе, мы не можем быть свободны от него», а уж тем более не можем не общаться.
«Почти во всех делах самое трудное – начало» (Ж-Ж Руссо). Начинающему психологу и на уроке, и во внеклассное время, и вообще в любой жизненной ситуации прежде всего необходимо уметь начать разговор. Встреча с людьми, беседа с ними не должна начинаться с замечаний. Начало каждого урока, воспитательной беседы, выступление на педсовете или перед родителями школьников должно быть интересным, захватывающим слушателей: важно сделать первые минуты контакта, первые свои слова удивительными, неожиданными. Необходимость яркого начала разговора с людьми невозможно переоценить. Отсюда необходимость особенно тщательно готовить начало каждого урока, беседы, лекции. Не стоит, например, начинать разговор со страстных призывов к серьёзной работе, строгих замечаний, монотонного перечисления того, что будет делаться на уроке.
В своих широко известных «Советах лектору» А. Ф. Кони рекомендует в начале беседы использовать «закрепляющие крючки»: «Что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность… неожиданный и неглупый вопрос и т. п.
Вступление лучше строить из простых, хорошо понятных каждому слушателю фраз. Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению слушателей. Лучше иметь заготовки начала урока. Можно начать разговор с цитаты. Но в этом случае цитату следует выучить наизусть, она должна быть глубокой по содержанию, иметь авторитетного для этой аудитории автора и быть незнакомой слушателю. Хорошо в начале разговора использовать шутку, проблемный вопрос, упоминание о нашумевшей книге, кинокартине. Иногда, чтобы привлечь внимание слушателей, можно начать интригующе: «Знал я одного удивительно интересного человека…» или «Случилось это в майские дни… года…». Самый эффективный мотив, побуждающий к слушанию и усвоению услышанного,- познавательная потребность.
Взаимоотношение со школьниками налаживается значительно быстрее, если в начале разговора педагог высказывает положения, разделяемые ребятами, даже если они не совсем связаны с основным материалом или неверны.
Начинать разговор лучше негромко, без патетики. Тогда в дальнейшем возможно усилить экспрессивное звучание речи. Если же начать разговор на повышенных тонах, в дальнейшем говорить тише, добиться рабочей обстановки в аудитории не удастся.
Использовав оригинальное вступление, преподаватель стремиться продолжить разговор в том же духе. Далее… должно быть больше ярких фактов, примеров, сравнений. Хорошо аргументированный пример способствует эффективности словесного воздействия. С помощью фактов легче убедить школьников, у которых недостаточно развито абстрактное мышление. Но… тут годятся не любые факты, а только те которые близки возрастным интересам и знаниям учащихся и поэтому активно воздействуют на их эмоции.
Факты, которые могут вызвать наибольший интерес, целесообразно излагать в начале разговора: они позволяют быстрее установить деловой контакт со слушателем. Убеждая, приводя факты, иллюстрации, следует также помнить, что они – база, подспорье, средство привлечения внимания к главному и ни в коем случае не самоцель.