Основные виды работы школьного психолога.
Факты ничем не заменимы, поэтому разговор со школьниками становится значительно эффективнее, когда педагог пробуждает у них положительные чувства – надежду, гордость, раскаяние в проступке. С целью воздействия на эмоции детей нужно подбирать яркие иллюстрации. Умело аргументированные, они снимают возможное сопротивление психики убеждаемого, способствуют эффективности словесного воздействия.
Логика выступления требует чёткой, продуманной структуры изложения материала учителем. Готовясь к разговору со школьниками, целесообразно составить план. Он составляется с расчётом, чтобы материал каждого пункта мог быть изложен за 5-7 минут и представляет собой цепочку посылок и следствий. В нём каждое последующее положение вытекает из предыдущего.
Структура изложения материала в основной части разговора может быть разной. Если решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется, такой порядок подачи материала называется антикульминационным, если в середине – пирамидальным. Если вывод делается в конце разговора - кульминационным. Каждая из этих структур построения речи применяется в определённой ситуации.
В тех случаях, когда учитель не установил со школьниками добрых отношений, не успел заинтересовать их темой разговора или по какой-либо причине они не настроены серьезно слушать, целесообразно использовать антикульминационную подачу материала: неожиданный вывод и следующие за ним убедительные аргументы пробудят интерес к уроку. Если ученики утомлены предыдущими занятиями, а учебный день данным уроком не кончается, следует прибегнуть к пирамидальному построению речи, чтобы постепенно включить их в работу, иначе контакт с подопечными будет нарушен. В этом случае материал делается интересным, а рассказ усложняется к середине изложения. Затем школьников следует успокоить, плавно снижая нагрузку, уменьшая сложность материала, яркость аргументов.
Когда занимающиеся с интересом относятся к занятиям и не устали, эффективнее всего кульминационный порядок подачи материала.
Однако при любой подаче материала, если учитель всё время говорит сам, не пытаясь вызвать у школьников ответной реакции высказать своё отношение к услышанному, ответить на поставленный старшим вопрос, допускает серьёзный методический просчёт. Материал может быть зафиксирован в сознании учеников, но не осознан ими и поэтому не станет источником для размышления, для выработки активной жизненной позиции.
Во всех случаях воздействия словом на школьников необходимо учитывать их возрастные и психические особенности. Доверчивого, уважающего педагога учащегося авторитетный преподаватель без труда убеждает словом. Если взаимопонимания между воспитателем и воспитанником нет или школьник упрям, а нередко ребята, особенно холерики и меланхолики, считают, что упрямство демонстрирует силу характера, - на них лучше действует жизненная ситуация, факты, впоследствии анализируемые старшим. Серьёзная же беседа в этом случае может быть воспринята как признак особого внимания и привести к самодовольству, к мыслям о своей исключительности. Вера в лучшие качества школьников и добрые отношения с ними обычно дают хорошие результаты. Говорить лучше всего недолго. Беседа должна быть задушевной. Примеры – яркие, конкретные. Младшие школьники не любят сложные конструкции предложений, деепричастных оборотов. У них богатое воображение. В этом возрасте мечтают о подвигах, славе. И рассказы о мужественных бойцах за Родину, беседы о подвигах героев находят особенно благоприятную почву.
У подростков жизненный опыт богаче. Тем не менее они ещё очень чутко относятся к оценке их личности окружающими, особенно товарищами, воспитателями, родителями. Характеризуя себя, подростки нередко повторяют высказывания литературных героев, суждения старших. Внимательно прислушиваются к замечаниям окружающих, хотя стараются не показывать этого. Стремятся к самоусовершенствованию. Здесь следует привести убедительные примеры, показать пути самовоспитания.