Основные виды работы школьного психолога.
Учитывая, что у подростков особенно развита потребность быть заметными в коллективе, необходимо показать им, как изменения в лучшую сторону, хорошая дисциплина и учёба, успехи в общественной работе, самодеятельности, спорте воспринимаются товарищами, педагогами, позволяют занять достойное место в коллективе. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьников в себя, выработать у них чувства самоуважения. (Макаренко «Педагогическая поэма»).
Учащиеся старших классов, юноши и девушки особенно стремятся к независимости. Готовясь к разговору с ними, необходимо узнать мотивы их поступков, место в коллективе, обстановку в семье. Особенно тактично следуем анализировать причины успехов и неудач молодых людей. Вести разговор необходимо мягко и доброжелательно. Не бояться оппонентов, а, наоборот, поощрять сомневающихся. Отстаивать свою тоску зрения не с помощью административных воздействий, а используя веские аргументы, убедительные примеры.
Все школьники равнодушны к нравоучениям совершенно. Говорить, что нельзя курить, что… это всегда было запрещено школьными правилами, бесполезно. Лучше объяснять это как-нибудь ненавязчиво, приводя исключительные факты.
С возрастом эффективность словесных воздействий всё в большей степени влияет на взаимоотношения учителей со школьниками. И в то же время молодые люди начинают относиться к услышанному более критично и убедить их становится труднее, тем более, что они не похожи один на другого. Процесс мышления у каждого протекает по-своему. Однако способы мышления можно разделить на 3 группы: у представителей 1 группы мозг всё время в «поиске». Основная масса школьников составляет 2 группу. Представители этой группы спокойно проходят мимо интереснейших вопросов и проблем. Представители 3 группы не только неохотно ставят перед собой мыслительные задачи, но и поставленную задачу решают только под нажимом.
Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность учителя моментально передаётся школьникам, заставляет их активнее, серьёзнее относиться к услышанному.
Школьники резко отрицательно относятся к погрешности в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Ненормативная лексика, декларирование общеизвестных истин не способствует вербальному общению. Они говорят о низкой культуре говорящего, о стремлению к морализированию и так же, как чтение нотаций или ругань, малоэффективны в воспитании.
Любой разговор следует умело закончить. Затягивание выступления свидетельствует о неуважении к слушателям, о нежелании считаться с их возможностями.
Объяснение нельзя заканчивать неопределённой фразой типа: «Вот примерно и всё» или «Ну, кончаю, я вас и так утомил». Необходимо подвести итог сказанному. Ещё раз подчеркнуть главную мысль, идею, которую слушатели должны запомнить. Иногда необходимо сделать выводы. Можно связать концовку с началом. Это помогает напомнить и закрепить в памяти главное, усилить впечатление от сказанного, иногда призвать к определённым действиям.
Закончить разговор можно цитатой или поэтической строкой. Во всех случаях последние фразы должны быть подчёркнуты интонацией так, чтобы у слушателей не оставалось сомнений, что разговор окончен.
Невербальное общение наиболее полно позволяет составить из ряда наблюдений для себя картину о наблюдаемом человеке: «Наблюдение за мимикой – наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное внешнее выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком…».