Выбор методов обучения

Помимо основных методов обучения, применяемых на рабочем месте, известны и такие методы, как:

Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.

Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.

Использование учебных методик, инструкций, пособий - например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т.п.

Методы обучения, применяемые вне рабочего места

.

Сильные и слабые стороны методов обучения, применяемых вне рабочего места представлены в таблице 3.

Таблица 3. Преимущества и недостатки методов обучения вне рабочего места.

Преимущества

Недостатки

Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций

Может не соответствовать потребностям конкретной организации

Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, недоступно в стенах организации

Доступность и частота могут быть установлены внешней организацией

Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы

Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть не возвращена, а эффективность обучения снизится

Может быть более экономически выгодным, если организация имеет небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении

Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы.

Таблица 3 (продолжение).

Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен только вне стен организации

В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать определенный круг вопросов

ЛЕКЦИИ

Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.

Преимущества лекций:

· является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;

· позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;

· чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.

Недостатки лекций:

· роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;

· не способствует отработке практических навыков и умений, формированию нового типа поведения, отношений;

· зачастую оторвана от реальных проблем конкретного предприятия и его сотрудников;

· отсутствие обратной связи;

· трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение;

· для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;

· часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.

Последние два недостатка иллюстрирует следующий забавный пример [20]. Преподаватель, которому приходилось много рассказывать, решил облегчить свою работу: записал свою лекцию на магнитофон, принес его в аудиторию, включил и вышел. Через полчаса он заглянул в аудиторию и с удивлением обнаружил, что слушатели усердно записывают. На следующий день лектор с самого начала занятия включил магнитофон и ушел. Вернувшись, он увидел, что аудитория пуста, а вокруг магнитофона плотным кольцом расставлены диктофоны…

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7