Выбор методов обучения
Помимо основных методов обучения, применяемых на рабочем месте, известны и такие методы, как:
Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.
Использование учебных методик, инструкций, пособий - например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т.п.
Методы обучения, применяемые вне рабочего места
.
Сильные и слабые стороны методов обучения, применяемых вне рабочего места представлены в таблице 3.
Таблица 3. Преимущества и недостатки методов обучения вне рабочего места.
Преимущества |
Недостатки |
Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций |
Может не соответствовать потребностям конкретной организации |
Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, недоступно в стенах организации |
Доступность и частота могут быть установлены внешней организацией |
Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы |
Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть не возвращена, а эффективность обучения снизится |
Может быть более экономически выгодным, если организация имеет небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении |
Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы. |
Таблица 3 (продолжение).
Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен только вне стен организации | |
В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать определенный круг вопросов |
ЛЕКЦИИ
Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.
Преимущества лекций:
· является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;
· позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;
· чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.
Недостатки лекций:
· роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;
· не способствует отработке практических навыков и умений, формированию нового типа поведения, отношений;
· зачастую оторвана от реальных проблем конкретного предприятия и его сотрудников;
· отсутствие обратной связи;
· трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение;
· для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;
· часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.
Последние два недостатка иллюстрирует следующий забавный пример [20]. Преподаватель, которому приходилось много рассказывать, решил облегчить свою работу: записал свою лекцию на магнитофон, принес его в аудиторию, включил и вышел. Через полчаса он заглянул в аудиторию и с удивлением обнаружил, что слушатели усердно записывают. На следующий день лектор с самого начала занятия включил магнитофон и ушел. Вернувшись, он увидел, что аудитория пуста, а вокруг магнитофона плотным кольцом расставлены диктофоны…