Выбор методов обучения
Примеры ролевых игр: линейные менеджеры в парах разыгрывают типичные диалоги «менеджер - подчиненный» или «сотрудник – трудный клиент», отрабатывая навыки эффективного управления или телефонного общения.
Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение к тому, как он действует: по окончании игры участники делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. Анализ ролевой игры позволяет пересмотреть привычные стереотипы собственных действий, задуматься об их целесообразности. Кроме того, ролевая игра с отработкой действий дает возможность закрепить желаемые навыки.
Моделирующие игры
Нередко ролевые игры не приносят желаемого результата, поскольку существует опасность того, что участники будут воспроизводить привычные действия, даже если они неэффективны. Целью же игры является устранение привычных стереотипов поведения. Поэтому довольно часто используются моделирующие игры, которые основаны на замене реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью. Так достаточно распространенными моделирующими играми являются игры, моделирующие принятие решений в условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова, Арктики, пустыни и т.д. Кроме того, условность модели позволяет отдалиться от рабочей реальности, не испытывать давления производственных проблем. В то же время заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать необходимые навыки.
Пример подобной игры - «Необитаемый остров», где моделируется процесс выработки группового решения в критических условиях. Участникам предлагается перечень действий, которые необходимо ранжировать по степени важности для выживания. За ограниченное время группа должна прийти к единому решению.
Имитационные игры
Считается, что первой областью, где были применены имитационное моделирование – военное искусство. В нашей стране первая имитационная деловая игра «Организационно-производственные испытания» была создана в 1932 г. по заказу и при поддержке штаба Ленинградского военного округа. В игре отрабатывался перевод предприятий на военный режим работы.
В центре имитационной игры – структура функциональных связей в организации. Игры-имитации:
· дают живое изображение основных черт рабочей реальности;
· воспроизводят реальные деловые ситуации;
· позволяют отрабатывать функциональные взаимодействия;
· ставят участников в обстоятельства, требующие оперативных решений.
В отличие от ролевой игры имитация не предполагает погружения в роль, человеческие взаимодействия здесь скорее осмысляются, чем проживаются. Так к числу типичных игр такого типа относятся игры, имитирующие работу компании, отдела, проектной группы и т.д.
Имитационные игры могут проводиться с использованием компьютера и без него.
Первая компьютерная игра-имитация
была выпущена Американской ассоциацией менеджмента в 1957 г. Она предусматривала управление условной организацией Mose Company – играющие получали на экране описание игровых ситуаций и после обсуждения должны были выбрать один из нескольких вариантов решений. В современных разработках игр по развитию управленческих навыков каждый выбор участников вызывает определенный поворот сюжета, реакцию персонажей, роли которых исполняют профессиональные актеры. После каждого игрового квартала участники получают текстовые комментарии своих действий, на основе чего происходит анализ и оценка действий (проблематизация), уточнение или смена тактики и использование новых управленческих действий в новом квартале. Тренер во время проведения игры анализирует не только сами принимаемые решения, но и способ их группового принятия.
Пример имитационной игры: игра the Complete Project Manager («Руководитель проекта»)[14], сюжет которой моделирует разработку и реализацию проекта в корпоративной среде. Игра построена на взаимодействии руководителя проекта с командой проекта, высшим руководством, финансовым отделом компании, заказчиком. Участники группируются в команды, каждая из которых моделирует работу руководителя проекта, совместно принимая решения по ходу поворотов сюжета.
Одна из наиболее популярных в мире имитационных игр без использования компьютера