Введение
Биология как наука о законах жизни и методах управления этими законами имеет большое образовательное и воспитательное значение.
В школе биология представлена рядом курсов, изучаемых в течении нескольких лет. Одним из них является генетика, которая за последние годы значительно развивалась, произошла как бы ее вторая революция, если за первую считать времена после 1953 года: глобальный шаг вперед сделали молекулярная биология и молекулярная генетика, что позволило внедрить в практику, в промышленность многие, казалось бы, чисто теоретические разработки в различных областях генетики. Резкое расширение интересов исследователей и развитие многих принципиально новых методических подходов, привели к накоплению за последние годы множества новых фактов и представлений, касающихся генетической организации клетки, организмов.
Являясь самостоятельным разделом в школьном курсе биологии, генетика вместе с тем неразрывно связана последовательными понятийными и теоретическими внутрипредметными связями со всеми разделами курса биологии – зоологией, человек и его здоровье, так как они раскрывают доступные учащимся теории о сущности и закономерностях живой природы и образуют единую учебную дисциплину.
Вместе с тем генетика не изолирована от других учебных предметов естественно – научного цикла, предшествующих и сопутствующих ей по положению в учебном плане средней школы. Учебные предметы естественно – научного цикла представляют собой методически обработанные основы соответствующих наук, поэтому в их содержании отражены объективные взаимосвязи, действующие в природе и познанные науками – биологическими, географическими, физическими, химическими и так далее. Эта дисциплина обобщает знания учащихся по химии, физике, других биологических наук, а так же наук смежных с ними: биохимией, биофизикой, молекулярной биологией.
Психологи изучавшие старший школьный возраст (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В. Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.
У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер.
В современной школе система генетического образования практически отсутствует: нет единого мнения о месте изучения данной дисциплины в школьном курсе, в ее содержании, а так же в методах и приемах изучения. Все это требует разработки методических подходов и приемов в обучении. Отсутствие достаточной наглядной базы – подбор особых средств, позволяющих демонстрировать общие генетические закономерности.
Исходя из этого в настоящей работе поставлена следующая цель: проанализировать особенности изучения раздела «Генетика» в школьном курсе биологии, с учетом психологических особенностей старшеклассников.
Рабочей гипотезой в данной работе является следующее положение: система дифференцированных практических задач, как эффективная форма изучения общегенетических закономерностей.
Предмет изучения: методические аспекты дифференцированного изучения генетики старшеклассниками.