Средства обучения
1.4.1. Анализ учебных программ.
Так как применение дифференцированного подхода в изучении генетики проводилось нами в обычной общеобразовательной школе, то в работе проанализирована соответствующая программа.
В основу программы положен историко-логический подход, согласно которому общебиологические закономерности рассматриваются по уровням организаций, начиная с молекулярного и кончая биосферным. Каждая тема логически связывается с предыдущей, что дает возможность показать учащимся развитие фундаментальных биологических наук; реализация исторического принципа помогает осознать современные достижения биологии как этап в развитии науки. Каждый предыдущий раздел программы проводит учащегося к пониманию последующего, планомерно развивает общебиологические понятия в процессе изучения данного курса. Например, только после изучения основ молекулярной биологии, цитологии, закономерностей наследственности и изменчивости учащиеся подходят к вопросам современной теории эволюции, закономерности которой на современном этапе развития науки можно раскрыть только при помощи данных популяционной генетики.
Благодаря, принятой логике ее построения школьными хорошо ориентируются в сложных мировоззренческих вопросах возникновения и эволюции органического мира в процессе антропогенеза, в закономерностях явлений, происходящих в биосфере.
Строгая почасовая разбивка тем программы необязательна, так как учитель должен быть хозяином программы. Глубина раскрытия каждой темы, ее насыщение фактически материалом является основной работой учителя и зависит во многом от уровня его подготовки.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающего среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работы.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения.
Основной формой изложения нового материала должна стать лекция. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то используется лекция-беседа.
Так как в программе дается примерное распределение материала по разделам и темам, то необходимо составить тематическое планирование по генетике, которое устраивало учителя, предложить соответствующие задачи к каждому уровню по генетике, исходя из принципа дифференцированного подхода в обучение.
Исходя из данного тематического планирования были составлены задачи для поурочного использования их при изучении генетики.
Учебная программа и учебники определяют границы и объем знаний по каждому отдельному предмету и тем самым являются исключительно важными руководствами в работе учителя, организующего учебный процесс.
Учебник – один из основных источников получения учащимися знаний и овладения определенной системой умений и навыков. Учебник содержит более полное и глубокое раскрытие общего содержания предмета. Он по существу является воплощением содержания обучения, формой существования содержания. Учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом учения. Он должен не только помогать учащимся в освоении разбиваемого в классе (или выделенного для самостоятельного изучения) учебного материала, но и развивать его интерес к данному предмету, стимулировать желание и самостоятельному приобретению знаний в данной области в будущем.
Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром учителю, определяя логику и последовательность введения системы понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого учебного материала. Он служит для него кратчайшим руководством в работе.
Все действующие сейчас учебники в той или иной степени отражают рассмотренные выше общие принципы, положенные в основе определения содержания образования, и служат средством реализации основных дидактических концепций, отражающих цели и задачи обучения в современной школе.
Они служат средством общего развития учащихся, обеспечивают формирование мировоззрения, стимулируют развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Этим целям служит раскрытие и подача учебного материала в соответствующем методическом и полиграфическом оформлении, а также система вопросов и заданий, направляющих ход мыслей учащихся, организующих их познавательную деятельность.
Методически правильно построенный учебник способствует повышению качества обучения. В наиболее общем виде учебник должен удовлетворять следующим требованиям:
· сообщать научно-достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой;