Средства обучения
· развивать мышление учащихся, формировать системность мышления;
· обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.
· В методическом плане учебник должен:
· соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;
· иметь четкое структурное членение и графическое оформление (выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.);
· содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;
· обеспечивать постепенное нарастание трудностей, увеличение сложности материала;
· содержать необходимое количество повторений, ссылкой на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);
· включать задания, способствующие формированию основных приемом умственной деятельности, стимулирующие развитие самостоятельности и творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формированию умений свободного использования запасов имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;
· иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски, ссылки).
Учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, ясность воспроизведения рисунков.[8] с. 40 – 42.
1
.
4
.2. Анализ учебников.
«Общая биология» Учебник для 10-11 класса школ с углубленным изучением биологии.
/ Под ред. Проф. А. О. Рувинского. М. : Просвещение, 1993 г.
Данный учебник в целом базируется на существующей программе для школ и классов с углубленным изучением биологии. Отличие его заключается в системно-структурном подходе к изложению материала (от клетки и организма до биосферы0, а также освещении не только устоявшихся, но и самых современных достижений биологической науки.
Материалом учебника излагается дедуктивно от общего к частному. Каждый параграф строится по стандартной схеме: вначале даются краткие формулировки основных положений материала, затем подробно раскрывается его содержание.
Обращает внимание необычайно большой для учебников объем – 544с. Книга включает введение и четыре раздела :
I. – биологические системы: клетка, организм,
II. – основные закономерности наследственности и изменчивости,
III. – эволюция органического мира,
IV. – экология.
В кратком введении изложены общие сведения об уровнях организации жизни, основных свойствах живых организмов, методах биологической науки, раскрывается сущность термина «биология».
Глубина и новизна изложения отличает содержание II раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости». Впервые на страницах школьного учебника старшеклассники найдут четкое изложение положений хромосомной и мутационной теорий, познакомятся с традиционными и новыми методами построения генетических карт и определения пола, прочитают об организации генома эукариот, а также свойствах и способах перемещения мобильных генетических основах поведения животных.
Впервые в школьный учебник введена глава по использованию компьютерных методов в биологии. Авторы предлагают компьютерные программы по отдельным темам курса общей биологии (молекулярная биология и генетика, менделевское наследование, молекулярная эволюция, межвидовая конкуренция). Программы написаны на языке БЭСИК, наиболее распространенном в курсах школьной информатики и ориентированы на персональный компьютер типа IBM –PC. В каждой программе вначале формируется биологическая проблема, затем описываются математический метод, на основе которого может быть решена данная проблема, далее следует изложение принципов работы программы.
В учебнике рассматриваются также примеры решения биологических задач на основе компьютерных программ.
Положительной стороной учебника является изложение материала по практическому применению знаний. При чтении книги видно, что возможность показа утилитарного знания использована авторами везде, где это оказывается уместным.
Обращает на себя внимание методический аппарат учебника. В нем достаточно хорошо продумана система заданий, вопросов, иллюстративное оформление. Основные термины и понятия выделены курсивом. Важные выводы, законы и т. п. Отмечены вертикальной чертой. Материал, предназначенный для расширения кругозора школьников, напечатан петитом. Разработана система лабораторных работ. Приводятся предметный и именной указатели, список литературы для дополнительного чтения. Все это, несомненно, облегчает самостоятельную работу учащихся с книгой, поможет усвоению учебного материала.