Общая характеристика познавательных процессов старшеклассников.
2. Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средств и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достижением целей. Таким образом, в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи означает, что в результате анализа удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить данное известное условие и неизвестное искомое требование. В обычных учебных задачах такой предварительный анализ проделан составителем. Соотношение условий и требований позволяет наметить искомое неизвестное, нахождение которого является целью решения задачи.
3. Целеобразование. Целеобразование представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. «Формирование образа будущего результата действий (в процессе общение или самостоятельно) и принятия этого образа в качестве основы для практических или умственных действий и составляют, таким образом, сущность процесса целеобразования, которое может быть непроизвольным и произвольным, выступить как процесс, действие или деятельность». [О. К. Тихомиров].
4. Рефлексия. Рефлексия – это деятельность человеческого мышление, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание.
Мыслительная деятельность всегда не только личностно, но и индивидуально своеобразна.
Развитие мышление происходит в онтогенетическом аспекте. Онтогенез человеческого мышления изучен лучше всего к дошкольному и школьному возрасту, хотя, конечно, охватывает период всей жизни человека. Мышление ребенка формируется прижизненно, в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого, в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление взрослого – это последовательные ступени онтогенетического развития [51].
За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазоном мышлением старшеклассников становится значительно шире, а содержание мышление богаче и сложнее. [Крейс с-589].
Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. По данным Н.Е. Малкова, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Лица с инертными нервными процессами компенсируют запоздание, несвоевременность своих реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.
Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности [18].
Выделяют три существенных свойства подросткового мышления:
· Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.
· Способность предположить, какое влияние одна переменная оказывает на другую.
· Способность объединять и разделять переменные гипотеко-дедуктивным образом. [Крейс с-587].
Возраст с 12 до 15 является по Пиаже, периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу.
Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированы, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонаучными [18].