Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В настоящей статье содержатся рекомендации к проведению тематического орфографического учета в I-II классах, где основу программы составляют две важные и сложные темы: “Правописание парных звонких и глухих согласных” и “безударные гласные в корне слова”. Эффективность их усвоения находится в прямой зависимости от прочности владения знаниями и умениями в области звуков речи и состава слова. Готовность младших школьников к изучению орфографии определяет подготовительный учет.
Подготовительный учет осуществляется в процессе изучения раздела “Звуки” и “Буквы” Учащимся предлагаются задания общего порядка, слуховые и зрительные.
Задание 1. Цель:
проверить сформированность умения различать гласные и согласные звуки.
а) На какие две группы можно разделить все звуки речи? Чем различаются гласные и согласные? Приведите примеры.
б) Послушайте слова. Поднимите красную карточку, если первый звук в услышанном слове гласный.
в) Прочитайте слова. Разложите их в два столбика; начинающиеся с гласной и начинающиеся с согласной.
Задание 2. Цель:
Проверить сформированность умения различать ударные и безударные гласные.
а) Спишите слова и расставьте знак ударения.
б) Спишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
в) выборочный диктант. Запишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
Задание 3. Цель:
Проверить сформированность умения различать твердые и мягкие согласные.
а) Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя)
б) Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю – если звук твердый.
в) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука – в первый с мягкого звука – во второй.
г) Прочитайте слова. Запишите только те, в которых все согласные твердые: мыши, лыжи, сом, окунь, карась.
Задание 4. Цель:
Проверить сформированность умения различать звонкие и глухие согласные.
а) Дайте характеристику согласным звукам в словах (на выбор).
б) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся со звонкого – в первый, с глухого – во второй.
в) Прочитайте слова. Отложите те, которые начинаются со звонкого согласного.
Задание 5. Цель:
Проверить сформированность умения различать родственные слова.
К выделенному слову припишите из слов, данных в скобках, только родственные слова –
вода … (водитель, водяной, подводник, водичка)
вес… (вести, весить, весы, весовой, известие),
ряд… (рядовой, нарядный, рядок).
Знания и умения в области звуков речи требуют практического освоения учащимися совершенно иначе идет изучение орфографии. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания, По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного формирования орфографического навыка.«Все искусство обучения орфографии … состоит именно в том, чтобы наилучшим образом подвести учащихся к орфографическому правилу, точно и ясно объяснить его, научить применять правило к конкретным случаям написания».
На этапе изучения конкретных орфографических тем применяют ориентировочный учет. Он помогает учителю определить:
1. применяют ли ученики на письме конкретные правила,
2. насколько полно владеет обучаемый правилом,
3. в какой мере устанавливаются связи с другими учебными материалами.
Проще всего предложить детям выучить формулировку правила наизусть и проверить результат. Однако нужно учесть, что знание формулировок может быть результатом механического заучивания. Ученик же должен понять правило как в целом, так и в составных его частях.
Любое орфографическое правило содержит в себе, с одной стороны, указание на объект правила (безударные гласные в корне слова надо проверять),с другой – указание на то, как надо проверять написание (изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударный гласный стал ударным). В соответствии с этим разработаны две группы заданий. Первая рассчитана на выявление у учащихся умения выделять объект орфографического правила, вторая на определение того, как ученик действует по правилу.