Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
Тематический учет приобретает итоговый характер, когда изучены, по крайней мере, две орфографические темы. Его основные задачи: установить степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма как в специальных орфографических упражнениях, так и в упражнениях творческого характера. Традиционные приемы работы – различные виды диктантов, изложения и сочинения. Однако прежде всего важно установить, насколько четко учащиеся различают правила, исходные и отличительные признаки.
Сравнение сферы действий правил правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корнях слов осуществляется по следующим аспектам:
1) нахождение сомнительных случаев написания;
2) правила, регулирующие написание корней (их три: парные звонкие и глухие согласные; безударные гласные; непроизносимые согласные);
3) способы проверки: изменение слова (по числам, по падежам), подбор однокоренных слов (подбор слов, относящихся к различным частям речи);
4) соблюдение условий проверки: семантических, фонетических, морфологических.
Задание 1.
Цель: проверить умение учащихся различать слова с орфограммами без орфограмм.
Запишите слова в два столбика: в первый – те, написание которых проверять не надо, во второй – те, написание которых нужно проверить.
а) спишите с доски: рак, карась, сом, ерш, окунь.
б) под диктовку: слон, шкаф, грач, ров, скрип.
Задание 2.
Цель: проверить умение учащихся находить орфограммы разных видов.
а) Послушайте слова. Какие правила будете применять при их написании? Объясните.
Весна, деревья, дорожка, узкая, молодые, лед, ледок.
б) Разложите карточки в две группы в соответствии с правилами, по которым нужно произвести проверку написания этих слов.
Звонок, гроза, желудь, цветок, пернатые, гладкий, мягкий, шубка, голубь, летучий.
в) Прочитайте рассказ. Что непонятно? Написание каких слов надо проверять?
Вот и весна наступила. Деревья оделись молодыми листочками. Вернулись домой птицы. Грачи поселились в роще. Скворцы заняли старые скворечники. За душистым медом полетели пчелы.
Задание 3.
Цель: Проверить умение различать условия проверки при работе с орфограммами разных видов.
Беглый, беговой – б…гут,
Рукавчик, рукава – рука…,
Лесистый, перелесок – л…сник,
Побелка, беляк- б…лила,
Соседи, соседка – сосе…ский
Предложенный подход обеспечивает оценку различных компонентов орфографических знаний и умений, позволяет своевременно выявлять пробелы в обучении правописанию, целенаправленно планировать систему упражнений выбор методов и приемов работы. В конечном итоге устраняется разрыв между знанием правил и применением их в практике письма.
Итоговый контроль
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.
При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения.
Очень важно, чтобы ученики видели бы в классе нормы оценок (хотя бы на плакате «Проверь себя»), и понимали, за что они получили тот или иной балл, а также осознавали, что в нужных случаях или хотят помочь и помогают преодолевать возникающие в учении трудности.