Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:
а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные буквы.
б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке. Объясните, какие и почему.
в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)
Действие по орфографическому правилу
Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду прежде всего алгоритмы – отработку языковых операций в определенном порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Как установлено Л. И. Айдаровой. Орфографические трудности рождаются главным образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и проверочными словами, они определены отсутствием связи между грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова. Действительно младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад однокоренными(сад – это деревья, а садовник – это человек). В начальной школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это произвольно по специальному заданию».
В процессе экспериментальной работы Н,С, Рождественский доказал большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Он рекомендует как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами.
«Важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное, контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все слова данного ряда или группы». Подробную работу следует начинать уже с периода обучения грамоте.
Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки – смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного гласный или сонорный).
Задание 1.
Цель:
Проверить умение различать способы проверки.
а) Спишите. Слова, которые являются изменением данных слов, подчеркните одной чертой, а однокоренные – двумя чертами.
Морозы – мороз, морозный,
Мост – мосты, мостить,
Лыжа – лыжня, лыжи
Мягкий – мягкий, мягок
б) Сначала измените данное слово, а затем припишите к нему однокоренное.
Образец: огород – огороды, огородник,
Плот -…, гриб - …, столб - …, дуб - …, арбуз - …, молод - …, мост –
Задание 2.
Цель:
Проверить сформированность умения соблюдать все необходимые и достаточные условия проверки.
1. Выбор проверочного слова для безударных гласных корня.
a) Написанные на карточках слова разложите в два столбика. В первый столбик положите слова, в которых гласную в корне надо проверять во второй – те, с помощью которых эту гласную можно проверять.
Коса, косилка, косить, косы, косьба.
Повар, варка, варенье, заварка, варил, навар.
б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное,
стеклышко, застеклили – ст. кло
следом, следы – насл… дил,
посоли, соль – с леный,
наливное, наливка- нал…вал,
наряд, редкий – нар…дить,
водный, водит – в…дитель.
2. Выбор проверочного слова для парных звонких и глухих согласных.
а) Написанные на карточках однокоренные слова разложите в два столбика.
В первый столбик положите слов, в которых парную согласную надо проверять во второй – те, с помощью которых эту согласную надо проверять.
Морозец, морозный, морозцы, мороз, морозы, морозит.
Сказка, сказывать, рассказ, сказочный, сказительница
б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное.
Ходить- поход – похо ка.
Сторожить, сорожка – сторо…
Косить, косилка – ко ьба
Представленные задания позволяют оценивать полноту усвоения правил правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова, обоснованно подходить к выбору тренировочных упражнения, корректировать работу в соответствии с особенностями усвоения материала в каждом конкретном классе.