Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.
В нашем исследовании была предпринята попытка выявить взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней. В данном исследовании приняли участие директора школ, их заместители и учителя. Им был предложен список личностных качеств руководителей, необходимых для эффективной деятельности организации. Они должны были коллективно выбрать 20 наиболее значимых качеств личности руководителя школы.
Выделенным профессионально важным качествам личности был присвоен соответствующий порядковый номер. Список этих качеств исследователь раздал каждому испытуемому, для того чтобы они определили рейтинг этих качеств. Ранжирование мы проводили с целью выявления 10-ти наиболее важных, по мнению руководителей личностных качеств.
В целом, значимость отдельных качеств личности для реализации функций управленческой деятельности может быть определена через их суммарный рейтинг. Например, качеству № 1 – обязательность, верность слову два директора школ соотнесли рейтинг 14-12. 14+12=26. Это суммарный рейтинг данного качества. После определения суммарного рейтинга всех качеств каждому качеству присваивается итоговый ранг (например, качеству № 1 присвоен итоговый ранг – 13).
Наименьший итоговый ранг должен соответствовать наименьшему суммарному рангу. Общий ранг определяется по такому же принципу.
По своей значимости личностные качества получили следующее иерархическое расположение (см. таблицу 2).
Таблица 2
Рейтинг личностных качеств руководителя
№ |
Качество личности |
Рейтинг |
Суммарный рейтинг |
Общий рейтинг | ||
Директор |
Заместители |
Учителя | ||||
1. |
Общечеловеческие качества Обязательность, верность слову |
14 |
11 |
15 |
40 |
13 |
2. |
Гуманность |
20 |
18 |
12 |
50 |
16 |
3. |
Тактичность |
9 |
17 |
14 |
40 |
13 |
4. |
Целеустремленность |
3 |
10 |
11 |
24 |
8 |
5. |
Высокая культура, безупречная нравственность |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
6. |
Энергичность |
11 |
16 |
17 |
44 |
14 |
7. |
Оптимистичность |
10 |
9 |
10 |
29 |
9 |
8. |
Внешняя привлекательность |
18 |
19 |
20 |
57 |
18 |
9. |
Психофизиологические качества Индивидуальные психологические свойства |
7 |
5 |
8 |
20 |
6 |
10. |
Общий уровень развития |
2 |
3 |
3 |
8 |
3 |
11. |
Деловые качества и организаторские способности Самостоятельность в решении вопросов |
13 |
8 |
13 |
33 |
11 |
12. |
Самоорганизованность |
12 |
12 |
6 |
31 |
10 |
13. |
Способность менять стиль поведения в зависимости от условий |
15 |
3 |
7 |
35 |
12 |
14. |
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие |
16 |
15 |
18 |
49 |
15 |
15. |
Творческий подход к порученному делу. |
17 |
14 |
19 |
50 |
16 |
16. |
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное |
19 |
20 |
16 |
55 |
17 |
17. |
Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе |
6 |
7 |
9 |
22 |
7 |
18. |
Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) |
4 |
2 |
1 |
7 |
2 |
19. |
Умение выступать публично |
5 |
4 |
4 |
13 |
4 |
20. |
Профессиональные знания: Знание науки об управлении |
8 |
6 |
5 |
19 |
5 |