Особенности использования интегрированных уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
Задание на повторение понятия прямоугольника.
- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три прямоугольника.
На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления, творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).
Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.
Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.
1 этап.Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.
2 этап.Составление сюжетных фигур по элементарному изображению предмета.
Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.
3 этап.Составление сюжетных фигур по частичному элементарному изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной – двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.
4 этап.Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.
На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"
Фрагмент 5.
- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7 частей. (показ схемы)
- Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ схемы)
Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование, построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг", составление различных фигур из "волшебного круга".
Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать, логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения.
Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Фрагмент 6.
(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).
- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне окружность радиусом 4 см.
Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.
Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).
Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.
Составление предметных картинок из геометрических фигур.
- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.